Содержание [скрыть]
Приобретая автомобиль, его владелец, как правило, интересуется информацией, которая касается мощности двигателя и динамики движения машины. При этом у водителя часто возникает желание изменить эти параметры в большую сторону. Улучшить их позволяют современные технологии тюнинга (англ. tuning — регулировка, настройка) силового агрегата практически любого транспортного средства, оснащенного двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Как повысить мощность ДВС
В общем случае мощность силового агрегата можно увеличить путем:
- заправки автомобиля высокооктановым бензином;
- механической доработки деталей и узлов силового агрегата (растачивание цилиндров, установка коленчатого вала с увеличенным радиусом кривошипа, использование облегченных поршней и шатунов, сечение которых подбирается под конкретный автомобиль и т. д.);
- замены штатного распределительного вала на новый, обладающий модифицированными показателями;
- установки турбины на атмосферный ДВС — наиболее эффективная, но технически довольно сложная процедура;
- применение прямоточной системы выхлопа, «нулевого» воздушного фильтра и пр.
Все эти методики требуют осуществления сложных механических работ, полученный результат и длительность проведения которых далеко не всегда удовлетворяет владельцев автомобилей. Кроме того, механические доработки, связанные с увеличением мощности ДВС, как правило:
- приводят к увеличению нагрузки и ускоренному износу деталей;
- увеличивают потребление топлива;
- требуют использования качественного и потому более дорогостоящего топлива.
Однако в настоящее время существует так называемый чип-тюнинг (chip-tunning, с англ. настройка микросхемы) — методика увеличения мощности, не требующая внесения изменений в конструкцию автомобильных двигателей. Использование чип-тюнинга дает возможность оптимизировать или улучшить эксплуатационные характеристики любого автомобиля, в том числе и семейного универсала «ЛАДА Ларгус», который выпускается ОАО «АвтоВАЗ» с 2012 года, не прибегая к изменению конструкции мотора.
Силовые агрегаты автомобиля LADA Largus
Автомобили «ЛАДА Ларгус» и «ЛАДА Ларгус Кросс» разработаны на базе популярного универсала Renault (Dacia) Logan MCV и отличается от прототипа адаптированной для отечественных дорог подвеской. Комплектуются они бензиновыми 4-цилиндровыми французскими силовыми агрегатами с объемом цилиндров 1,6 л:
- 8-клапанным К7М мощностью 86 л. с.;
- 16-клапанным К4М, мощность которых может составлять от 102 до 115 л. с.
Кроме того, на LADA Largus устанавливается и 1,6-литровый мотор ВАЗ-11189 мощностью 87 л. с., который представляет собой адаптированный под требования EURO-5 двигатель ВАЗ-11186.
Многолетняя эксплуатация универсалов LADA Largus и LADA Kross показала, что все моторы, которыми они агрегатируются, несколько слабоваты. При этом использование традиционных методов функционального (механического) тюнинга, которые сводятся к внесению изменений в конструкцию силовых агрегатов, существенных результатов не дают. Проще всего устранить этот недостаток, не изменяя их конструкцию можно, применив современные технологии чип-тюнинга.
ЧИП-тюнинг моторов «ЛАДЫ-Ларгус»
Улучшение динамических характеристик силовых агрегатов LADA Largus с помощью чип-тюнинга обеспечивается за счет модификации и коррекции заводских установок в программе, которая непосредственно управляет работой мотора. Заводские прошивки усреднено сбалансированы между такими эксплуатационными характеристиками конкретного силового агрегата, как мощность, надежность и экологичность. К сожалению, они не всегда обеспечивают оптимальные режимы работы мотора при различных режимах эксплуатации автомобиля. Изменить заводские установки электронного блока управления (ЭБУ) двигателя можно с помощью специального оборудования и профессионального программного обеспечения (чип-тюнинг).
Сегодня осуществить чип-тюнинг автомобильных моторов «ЛАДА Ларгус» можно двумя способами (при этом тип двигателя не имеет существенного значения):
- Перепрошивкой заводских установок ЭБУ.
- Установкой специальных чип-тюнинг боксов, которые корректируют управляющие сигналы вне ЭБУ.
Перепрошивка ЭБУ
Заводская прошивка ЭБУ представляет собой набор двух или трехмерных таблиц (карт), которые связаны определенной последовательностью и хранятся в чипе (интегральная микросхема). Количество этих карт и данные, находящиеся в них, зависят от конкретного типа двигателя. Доступ к ним возможен только при помощи специального программатора и профессионального программного обеспечения. Для подключения оборудования используется специальный диагностический разъем (порт) OBD, который размещается в салоне автомобиля. Демонтаж ЭБУ при этом не требуется.
Качественно осуществить чип-тюнинг на «ЛАДе Ларгус» можно только на исправном двигателе. Диагностирование ЭБУ последнего осуществляется перед тем, как специалисты приступят к работе. Их замечания необходимо устранить, иначе вся процедура чипования не будет иметь смысла.
Перепрошивка заводских установок ЭБУ осуществляется поэтапно в определенном порядке:
- считываются и запоминаются все данные заводской прошивки;
- считаные данные корректируются;
- в контроллер ЭБУ заносятся откорректированные и измененные данные.
На этом процесс перепрошивки заканчивается. В процессе чипования в ЭБУ вводят новую прошивку, которая изменяет режимы:
- впрыска топлива;
- угла опережения зажигания и др.
Чип-тюнинг заводских установок ЭБУ увеличивает мощность и крутящий момент двигателя примерно на 10%.
Установка чип-тюнинг боксов
В настоящее время большим спросом пользуется такой вид чип-тюнинга, как установка оригинального силового модуля (чип-тюнинг бокс). Установка и правильная их настройка позволяет повысить как крутящий момент, так и мощностные параметры моторов. Кроме того, повышается стабильность работы силового агрегата:
- в режиме холостого хода;
- при включенном кондиционере;
- при запуске в холодное время года.
Чип-тюнинг бокс устанавливается под капотом автомобиля и подключается к двигателю через имеющиеся на нем датчики и разъемы. Для этого в комплект поставки включен многоканальный кабель.
Конструктивно чип-тюнинг бокс представляет собой корпус, выполненный из ударопрочного стеклопластика, усиленного металлической крышкой.
Принцип работы чип-тюнинг бокса заключается в корректировке управляющих сигналов вне ЭБУ. Важнейшим элементом устройства является печатная плата с установленными на ней электронными компонентами. Управляет ее работой микропроцессор, который и выполняет основную работу по улучшению динамических характеристик двигателя. Основное достоинство чип-тюнинг бокса при установке его на LADA Largus — это корректировка управляющих карт без изменений штатного программного обеспечения ЭБУ. При этом никаких изменений в конструкцию силового агрегата или ЭБУ не вносится. При этом автовладельцу предоставляется возможность самостоятельно регулировать параметры выходной мощности, которые отображаются на светодиодной панели блока.
Демонтируется чип-тюнинг бокс также легко, как и устанавливается. При этом все заводские настройки восстанавливаются самостоятельно.
Установка чип-тюнинг бокса на LADA Largus позволяет:
- исправить недоработки заводского программного обеспечения;
- увеличить мощность и крутящий момент двигателей «ЛАДА Ларгус» на 20...25%;
- значительно улучшить динамические параметры разгона и движения;
- снизить расход топлива.