Содержание [скрыть]
Все внутренние элементы двигателя работают в достаточно агрессивной среде, что приводит к наслоению на них большого количества продуктов горения или, говоря проще, кокса. Подобное явление отрицательно сказывается на работе мотора, зачастую проявляясь в качестве низкой компрессии. Нередко автовладельцам удаётся отсрочить дорогостоящий капитальный ремонт двигателя, проведя обычную раскоксовку.
Конечно, мероприятие не особо трудоёмкое, однако для грамотного его проведения и получения реального эффекта желательно знать некоторые нюансы. В сегодняшнем материале наш ресурс рассмотрит вопрос о том, чем лучше раскоксовать двигатель и как правильно проводится данная процедура.
Опасность использования закоксованного мотора
Как было отмечено ранее, закоксовка двигателя – это процесс чрезмерного наслоения кокса (нагара) на рабочие поверхности. Наиболее подвержены данному явлению компрессионные кольца, цилиндры, поршни и прочие элементы ЦПГ. Стоит понимать, что условия работы подобных деталей двигателя крайне агрессивны, поэтому избежать закоксовки не выйдет – рано или поздно придётся проводить чистку.
Проведение раскоксовки «жизненно» важно для мотора, так как без её осуществления нередко возникают фатальные дефекты. Самые серьёзные проблемы, которые провоцирует закоксовка двигателя, следующие:
- падение компрессии, а соответственно и мощности, а также увеличение расхода и серьёзные потери в динамике;
- чрезмерное загрязнение смазки (масла), так как именно она вымывает немалое количество кокса и далее распространяет по мотору;
- ускоренный износ ЦПГ и ряда других элементов двигателя.
Вовремя не осуществив раскоксовку, водитель рискует «убить» свой мотор до такой степени, что восстановить его до нормального состояния будет стоить достаточно дорого. Не забывайте об этом.
Закоксованность двигателя: причины и признаки появления
Понятно, что идеально чистый мотор изнутри – это что-то из ряда фантастики. Однако почему у некоторых автовладельцев закоксовка случается через 200 000 километров пробега, а у других 400 000? Вопрос крайне интересен, а ответ на него чрезвычайно прост. Все дело в том, что скорость закоксовки мотора во многом зависит от наличия провоцирующих факторов в процессе его использования. Наиболее явные из них таковы:
- использование плохого топлива;
- неправильный подбор смазки (масла);
- несоблюдение элементарных норм эксплуатации двигателя;
- внедрение в конструкцию мотора неподходящих элементов.
Чем больше провоцирующих факторов проявляется в процессе эксплуатации двигателя, тем скорее потребуется раскоксовка. Определить необходимость проведения мероприятия можно двумя способами: полностью разобрать мотор (что не очень рационально) или обратить внимание на появление характерных симптомов. К последним можно отнести следующие:
- постепенное падение мощности и динамики автомобиля;
- повышение расхода топлива;
- «тарахтение» мотора после начала работы;
- падение компрессии;
- появление тёмного дыма из выхлопной трубы.
Варианты проведения раскоксовки
Стоит понимать, что в зависимости от степени загрязнённости двигателя может потребоваться использование разных типов раскоксовки. Как показывает практика, имеется два основных вида раскоксовки:
- Механическая раскоксовка. Проводится путём разбора двигателя и осуществления механического очищения внутренних элементов мотора от кокса.
- Химическая раскоксовка. Осуществляется при помощи использования некоторых химических реагентов и прочих средств. Возможна как с разборкой мотора, так и без неё.
Оба варианта проведения раскоксовки имеют место в определённых ситуациях. Проведение механической раскоксовки наиболее целесообразно при наличии таких проблем, как:
- симптоматика очень серьёзная, то есть мотор скорее мёртв, чем жив;
- разборка двигателя подтвердила факт сильной закоксованности мотора;
- химическая раскоксовка не даёт результатов.
Химическую же раскоксовку проводят при следующих обстоятельствах:
- симптоматика не очень серьёзная, то есть мотор скорее жив, чем мёртв;
- разборка двигателя показала, что кокса немного и мучить его механической раскоксовкой бессмысленно;
- мероприятие направлено не на избавления от неприятной симптоматики и придания мотору идеально чистого вида, а проводится в качестве профилактики.
Стоит понимать, что раскоксовка мотора – это достаточно простое мероприятие, которое можно провести самостоятельно при наличии некоторых инструментов и базовых навыков авторемонта. Обращаться в специализированный сервис стоит в тех ситуациях, когда автовладелец неуверен в своих силах или закоксованность двигателя достаточно серьёзная.
Механическая раскоксовка
Механическая раскоксовка двигателя проводится в крайне запущенных случаях, когда даже самая «ядерная» химия не даёт никаких результатов. Определённой классификации в данном виде не существует, так как механическое очищение, есть механическое очищение, которое проводиться типовым шаблоном. Общий алгоритм подобной процедуры выглядит следующим образом:
- Первоначально необходимо разобрать двигателя до определённой кондиции, чтобы получить доступ ко всем необходимым узлам.
- Затем придётся проводить механическую очистку поверхности от кокса при помощи доступных методов. В данном процессе важно быть очень аккуратным, так как нанесение на поверхности рабочих деталей каких-либо дефектов недопустимая практика.
- Аккуратно удалив весь кокс и протерев очищенные поверхности бензином, можно собрать мотор в обратном порядке. После чего необходимо прогреть его и желательно проехаться на автомобиле, но немного для первого раза.
На словах вся процедура крайне проста, однако на практике у неопытных авторемонтников могут возникнуть некоторые проблемы. Перед проведением механической раскоксовки очень важно грамотно взвесить свои силы и удостовериться в том, что для осуществления процедуры у вас есть необходимый инструмент и опыт.
Химическая раскоксовка
Химическая раскоксовка проводится намного чаще, чем аналогичное мероприятие при помощи механических методов очистки. Подобное явление связано с тем, что использование автохимии поможет очистить двигатель от кокса даже неопытному автомобилисту. Среди способов химической раскоксовки выделяются два основных, которые подробно освещены ниже.
Мягкая раскоксовка – метод, используемый при несильной симптоматике закоксованности. Помогает очистить маслосъёмные кольца от кокса или несильный нагар на остальных деталях ЦПГ. Осуществляется путем добавления специальных присадок в масло или топливо. Первые результаты дает после как минимум 50 километров пробега с использованием присадок.
Преимущества метода:
- лёгок в проведении;
- мало затратен;
- крайне эффективен при несильной закоксованности двигателя или для профилактики.
Недостатки метода:
- абсолютно не эффективен при сильной закоксованности двигателя;
- первые результаты появляются после некоторого пробега.
Жёсткая раскоксовка – метод, осуществляемый при сильной и ярко выраженной закоксованности двигателя. Если используемая химия эффективна, подобный вид раскоксовки помогает очистить мотор от большого количество кокса и продлить ему жизнь на одну, а то и несколько сотен тысяч километров. Проводиться при помощи сильнодействующей химии, которая добавляется напрямую в цилиндры или в ней вымачиваются разобранные детали двигателя. Наиболее эффективные средства для проведения раскоксовки представлены следующими производителями:
- Лавр;
- Титан;
- Эдиал;
- СУРМ;
- Хаддо.
Если судить по отзывам автомобилистов, проводивших раскоксовку двигателя разными средствами, и ремонтников, лучшее средство для раскоксовки двигателя – это Лавр.
Итак, преимущества метода:
- несложен в проведении;
- крайне эффективен и при сильной закоксованности мотора, и при несильной;
- результаты проведения раскоксовки моментальны.
Недостатки метода следующие:
- не всегда мало затратен.
Жёсткая раскоксовка проводится по тому алгоритму, что представлен на упаковке с купленной химии для очистки. Шаблонный вариант проведения мероприятия имеет вид:
- Автомобиль фиксируется в горизонтальном положении.
- Двигатель прогревается до рабочей температуры (70—90%).
- Удаляются свечи или форсунки.
- Поршни выставляются в среднее положение.
- При помощи шприца в цилиндры заливается специальное средство в регламентированном производителем количестве.
- Свечи или форсунки ставятся на место.
- Автомобиль оставляется на 2—12 часов в покое.
- Свечи или форсунки снова удаляются.
- При помощи шприца удаляется ранее залитая жидкость.
- Свечи и форсунки возвращаются на место. Осуществляются необходимые процедуры, указанные производителем (замена масла, прогрев мотора и т. д.), после чего раскоксовка окончена.
Как видите, ответить на вопрос: «Раскоксовка двигателя: чем лучше делать?», достаточно сложно. Для правильного определения наилучшего варианта необходимо учесть некоторые особенности каждого индивидуального случая. Представленная выше информация в полной мере поможет осуществить полную процедуру без допуска каких-либо ошибок.
Раскоксовка двигателя: чем лучше делать – видео (средство Лавр):