Содержание [скрыть]
Немного непривычная для «механического» восприятия большинства автолюбителей система старт-стоп чем-то напоминает старый принцип экономии – «уходя, гаси свет». Если серьезно, то в основе довольно мудрой концепции лежит правило минимизации работы двигателя на холостых оборотах. Проще говоря, если двигатель не выполняет работу и не несет полезную нагрузку, он должен быть остановлен. Это касается холостых оборотов.
Как устроена система
По сути, это самый простой способ экономить топливо и перестать портить воздух. Применение принципа работы системы старт-стоп позволяет экономить топливо, прежде всего, в условиях частых остановок, выбегов на холостом ходу, что потребовало небольшой модификации системы запуска, прежде всего стартера и аккумулятора. Сравнительный тест системы старт-стоп, проведенный любителями журнала «За рулем», показал в пробеге по Москве экономию бензина почти под 8%.
В двигательной установке с системой старт-стоп на автомобиле был доработан ряд компонентов:
- первое из главных условий – была модифицирована смазочная система авто. Теперь остановка двигателя практически не приводит к масляному голоданию опорных поверхностей коленвала и распредвала;
- второе из главных условий – запуск мотора теперь осуществляется с помощью стартера на основе новой синхронной схемы или «хитрым» впрыском топлива;
- аккумуляторная батарея значительно «потяжелела» в емкости, так как на нее возложены основные потребители – кондиционер, печка и все электрохозяйство машины в период остановки;
- добавился модуль управления с датчиками.
Для старт-стопа французской «Valeo» был придуман специальный инерциальный стартер, позволяющий раскручивать колено ДВС вдвое быстрее с меньшим потреблением энергии. После запуска синхронный стартер мгновенно переходит в режим генератора и первым дело заряжает истощавшую АКБ. Несмотря на все заверения производителей, такой стартер – вещь тонкая и дорогая, от регулярных перегрузок легко выходит из строя.
Специалистами «Мазды» для системы старт-стоп был придуман остроумный трюк с одиночным впрыском бензина в один из цилиндров, поршень которого близок к положению воспламенения топливовоздушной смеси. В этом случае запуск происходит с пол-оборота коленвала.
Кроме того, широко рекламируется система старт стоп с рекуперацией. По замыслу создателей рекуперация реализуется в процессах торможения двигателя или автомобиля. В эти моменты кинетическая энергия с помощью «волшебного» стартер-генератора направляется в специальный накопительный блок электроэнергии на основе мощных ионисторов. Эта же энергия будет впоследствии израсходована устройством старт-стоп на запуск мотора и поддержку потребителей энергии во время стоянки. Надо сказать, что рекуперационные системы потенциально могут дать очень серьезную экономию топлива в городе, примерно 16-20% от среднего расхода.
Как работает система старт-стоп
Справедливости ради стоит отметить однобокость устройства старт-стоп. Во многом принципы ее работы «заточены» под ситуацию с многочисленными остановками на перекрестках. Но зачастую приходится подстраиваться под капризы такого мотора, а это не всегда удобно.
Все ли так хорошо в работе системы старт-стоп
Оказалось, что хваленая система экономии топлива старт-стоп практически не срабатывает при движении в пробках – тянучках. Логика системы не дает глушить мотор в ползущем режиме из-за порядком «отощавшего» аккумулятора. Чтобы пополнить заряд мотор, необходимо раскручивать до приемлемых оборотов, в результате двигатель на грани закипания. По сути, это самый опасный режим движения. Какая может быть экономия топлива? Если в городском цикле из пяти межсветофорных пробегов с остановками вам попадется один с пробкой-тянучкой, это сведет экономию топлива старт-стоп практически в ноль.
Система старт-стоп своими руками
В специализированной конторе можно найти услуги установки варианта старт-стоп, ценой до 30 тыс. Дорого и не всегда оправдано экономически. Среди самодельных конструкций старт-стоп, построенных своими руками, наиболее интересной оказалась схема саратовских умельцев (с дополнительным высоковольтным самодельным мотор-стартером, работающим через редуктор от батареи конденсаторов).
Банки конденсаторов общим весом в 5 кг были спрятаны в текстолитовом коробе в багажнике и заряжались от генератора через специальный высоковольтный преобразователь. Модель системы старт-стоп можно отнести к удачным самоделкам, но вряд ли стоит рисковать с использованием высокого напряжения для получения столь незначительной экономии топлива. Хотя общее впечатление от работы системы старт-стоп вполне положительное.
Еще немного информации по теме на видео: