Содержание [скрыть]
Двигатель внутреннего сгорания для многих кажется невероятно сложным механизмом. Тем не менее, он является последовательной и правильной системой, функционирование которой понять достаточно просто. В его основе лежит газораспределительный механизм. Как он работает и из каких основных деталей состоит, постараемся далее рассмотреть.
Циклы работы двигателя
Для того чтобы понять назначение и основные функции газораспределительного механизма, следует перечислить циклы функционирования ДВС. Он представляет собой четырехтактный силовой агрегат. В случае нарушения их последовательности, мотор не может выполнять свои функции полноценно.
Из каких деталей состоит распредвал
Данный узел механизма имеет следующие составляющие:
- опорная стойка;
- кулачки.
Опорная стойка является конструктивной основой распредвала. Кулачки являются рабочим элементом распределительного вала. Их задача – определение положения клапанов внутри цилиндров. То есть детали отвечают за их открытие в тот момент, когда это нужно.
Как работает распредвал
Распредвал – одна из основных деталей газораспределительного механизма. В зависимости от конструктивных особенностей мотора, он может быть расположен в различных его частях. Это может быть:
- блок цилиндра;
- головка блока.
Распредвал является подвижным механизмом. Его движение осуществляется благодаря приводу от коленчатого вала. Привод осуществляется либо посредством цепной, либо ременной передачи. Тип привода определяется устройством мотора, и его следует учитывать при эксплуатации и обслуживании двигателя.
Через коленчатый вал крутящий момент предается на распредвал. Он, благодаря работе системы привода, приводит в движение поршни внутри цилиндров.
Иногда конструкция мотора предполагает наличие нескольких распределительных валов. В многоклапанных агрегатах может использоваться два и больше распредвала. Они устанавливаются как можно ближе к клапанам для минимизации нагрузки на деталь. Наиболее распространенной является V-образная схема распредвалов.
Распредвал – деталь, которая устанавливается как на инжекторных, так и на карбюраторных моторах. Но для обеспечения оптимальной работы агрегата впервые начали применятся датчики положения распределительного вала именно на карбюраторных моторах.
Как работают совместно распределительный и коленчатый валы
Функция распредвала заключается в обеспечении правильной работы цилиндро-поршневой группы. Для этого работа распределительного и коленчатого валов должна быть четко согласована.
Поэтому на шестернях газораспределительного механизма делаются специальные метки. Их совпадение определяет правильное положение коленвала и распредвала.
Датчик распредвала
На инжекторных двигателях применяются датчики положения распределительного вала. Именно они и обеспечивают правильное положение распредвала относительно коленчатого вала. На автомобилях ВАЗ для этих целей применяется датчик Холла. Нужный эффект он обеспечивает благодаря изменению магнитного поля, для этого в механизме используется магнит.
Когда распредвал находится в нужном положении, магнитное поле меняется. Таким образом прибор определяет, что первый клапан двигателя находится в положении ВМТ. Эти данные передаются в контроллер, который обеспечивает своевременный впрыск топлива и его сгорание внутри камеры агрегата.
Датчик Холла – наиболее яркий пример того, как работают все типы датчиков положения распредвала независимо от особенностей конструкции двигателя и количества в нем распределительных валов.
Неисправность
При неисправности данной детали, контроллер переводит систему работы агрегата с фазированного на парно-параллельный впрыск топлива. Это резервный режим, позволяющий некоторое время работать двигателю без сбоев. Тем не менее, в данном режиме значительно повышается расход топлива и снижаются мощностные показатели агрегата. Данная ошибка записывается в память компьютерного блока управления автомобиля, и на приборной панели загорается лампочка сбоя в работе агрегата.
Перечень причин отказа датчика:
- вышел из строя зубчатый диск датчика импульсов;
- смещение из-за нарушения крепления;
- произошло замыкание внутри механизма;
- произошел перегрев двигателя, в результате которого датчик вышел из строя.
С вышедшим из строя датчиком агрегат не сможет длительное время функционировать, в результате могут появиться более серьезные поломки, потому необходимо следить за состоянием данной детали.
Как работает датчик Холла показано на видео: