Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Как работает V-образный бензиновый и дизельный двигатель

Любой двигатель внутреннего сгорания, по сути, результат огромного числа компромиссных решений с целью получить в каких-то характеристиках подавляющие преимущества ценой определенного проигрыша во второстепенных показателях. Сказанное, безусловно, справедливо и для V образного двигателя.

V образноый двигатель

С первого взгляда можно без запинки сказать, почему появилась V-образная конструкция мотора. С момента изобретения в 1905 схемы с развалом двух рядов, историю возникновения и развития V образного двигателя можно назвать историей борьбы за максимально компактную компоновку мотора. Можно отметить, что устройство V образного двигателя давало ряд преимуществ, недостижимых в иной компоновке:

  • Сразу бросается в глаза резкое уменьшение высоты и длины мотора V-образного построения, что в авиатехнике и спортивных болидах было просто неоценимым, так как уменьшало мидель транспортного средства и потери на больших скоростях;
  • уменьшение массы V образных двигателей в сравнении с рядными за счет короткого и компактного блока цилиндров, правда, с некоторым усложнением технологии изготовления;
  • решалась проблема изготовления длинного коленчатого и распределительного валов для многоцилиндровых двигателей заменой на более короткий и толстый вариант для V образного варианта.

В еще более выигрышном положении оказался V образный дизельный двигатель. Высокая прочность короткой головки и блока цилиндров позволили дизелю сравняться в массогабаритных показателях с рядным бензиновым вариантом равной мощности. Кроме компактности и снижения веса, V образный вариант получил увеличенный ресурс работы.

К сведению! Пионерами, вдохновителями и лидерами в разработках V образного двигателя долгое время оставались американцы, но основная часть таких моторов была предназначена для грузовой техники и машин с полным приводом. Современные моторы ведущих автопроизводителей в подавляющем большинстве выполнены в V образной компоновке.

Основным стимулом развития V образных двигателей явилась потребность во все более мощных, и в то же время компактных моторах. Если вспомнить 70-80 годы прошлого века, на рынке практически абсолютной монополией обладали мощные рядные шестицилиндровые версии, реже с 8-ю «котлами» и классическим задним приводом.

С появлением переднего привода возникла проблема с недостатком места под капотом. Если взглянуть на рядный двигатель или V образный, становится понятным, какой из вариантов проще установить на новый тип авто. Тем более, они становились все более скоростными и приземистыми, с хорошей аэродинамикой. Поэтому рядные 8-ки и 6-ки давно отправлены на свалку, хотя по уравновешенности они были непревзойденными.

Не смог составить полноценную конкуренцию V образной конструкции двигателя и оппозитный мотор. Прекрасные возможности по уравновешиванию, высокий ресурс и низкий центр тяжести не смогли полноценно противостоять двухрядке из-за запредельной ширины плоского мотора.

четырехцилиндровый оппозитник

Угол развала между рядами цилиндров V образных двигателей стандартно принимается за 45, 60 или 90 градусов. Сложность в изготовлении блоков v образной компоновки благополучно решена применением станков с ЧПУ. Но использование двухрядной V образной схемы не является таким уж безоблачным.

Сложность обеспечения низких уровней собственных колебаний

Было бы несправедливым обойти недостатки v образных двигателей. Главные из них заложены в принципе их работы. И зачастую на преодоление врожденных проблем разработчиками тратится больше сил и средств, чем на идею.

Среди основных недостатков наиболее проблемными в решении являются:

  • повышенный уровень вибраций. Как бы не были неудобными рядные 8-ки и 6-ки, но сбалансированности и низкому уровню вибрации можно было только позавидовать. В v образных двигателях главные виновники дисбаланса – шатуны сконцентрированы на предельно малом расстоянии друг от друга, уравновесить и скомпенсировать друг друга взаимным перемещением не очень получается;
  • несмотря на два ряда цилиндров, поршни и шатуны обоих половинок в V образной компоновке работают на один коленвал. Размеры вкладышей меньше, приходится увеличивать диаметр шейки коленвала, делать его массивнее и более инертным. Сами вкладыши требуют неукоснительной работы системы смазки;
  • в отличие от рядных и оппозитных схем, V образный блок цилиндров двигателей подвержен большим внутренним, тепловым и инерционным нагрузкам, даже в случае относительно удачной балансировки мотора. Основные деформирующие нагрузки возникают от бокового давления поршней на стенки цилиндров. Поэтому стараются разнести подальше друг от друга цилиндры с одинаковым рабочим ходом, чтобы уменьшить взаимное влияние. Как следствие, возможна деформация блока и ресурса даже при незначительном перегреве;
  • высокая неравномерность вращения. Например, для 6-ти котлового дизеля последовательность работы цилиндров выглядит как 1-4-2-5-3-6. Относительно первого поршня четвертый сдвинут на 90о, далее второй на 150о, пятый, третий и шестой на - 90о, 150о, 90о соответственно.
    схема
Важно! Настоящей бедой оказалось возникновение одиночных пропусков в сгорании топлива. При стандартных показателях отказов в работе системы зажигания, не оказывающих заметного влияние на рядном моторе, наиболее спокойный V образной схемы шестицилиндровый двигатель работал с сильнейшими вибрациями.

Существующие конструкции v-образных двигателей

Наиболее ярким подтверждением успеха двоечки – можно привести семейство мотоциклов Harley-Davidson, в которых внешний вид двух цилиндров в виде буквы V стал визитной карточкой, наряду с каплевидным баком и передней вилкой. Мало того, вибрации и звук выхлопа двигателя искусственно усиливаются и модулируются для передачи мотоциклисту в виде своеобразной «фишки» транспортного средства.

двухцилиндровый двигатель

Менее экзотичным и более практичным можно вспомнить бензиновый четырехтактный двухцилиндровый V образный двигатель 2v78fdi. Легкий и мощный, простой и надежный V образный двигатель компании Lifan стал одним из наиболее востребованных на разного рода мототехнике, легких вездеходах и тракторах. В комплектации с вариатором Сафари его можно увидеть на снегоходах «Буран».

двигатель

Еще одним классическим примером v образной схемы шестицилиндрового двигателя можно назвать ЯМЗ-236. У дизеля реализована стандартная V образная схема, когда на три кривошипа коленвала опираются шесть шатунов, разбитых попарно. В паре один основной и один прицепной. Угол развала рядов двигателя - 60о. Мотор имеет несколько завышенную неравномерность вращения коленвала, поэтому комплектуется утяжеленным маховиком.

К сведению! Все современные мощные дизельные моторы имеют V-образную компоновку и высокую неравномерность хода. А на переходных частотах вращения вибрации усиливаются в разы.

Поэтому наиболее долговечными оказываются двигатели, работающие на постоянной стабильной частоте вращения коленвала, например, приводы генераторов или дизель-насосные агрегаты.

Что такое V образный двигатель можно посмотреть на видео:

Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Категории
Сколько стоит ваш автомобиль?