Содержание [скрыть]
Среди множества всевозможных заморочек с мотором, ситуация, когда прогорела прокладка головки блока цилиндров можно поставить на первое место, как наиболее распространенную и часто встречаемую головную боль двигателя, в особенности в моторах отечественного автопрома.
Коварность проблемы заключается в отсутствии точных и ярких симптомов, указывающих на то, что прогорела прокладка ГБЦ. Практически не падает тяга, нет звуков или дребезга. А если не заглядывать периодически под капот и вовремя не спохватиться, можно получить куда более черные проблемы, чем, когда прогорела прокладка блока цилиндров.
Как узнать, что прокладка прогорела? Водители, набившие шишки с отечественными моторами и опытом их ремонта, всегда принюхиваются к возможным признакам прогоревшей прокладки ГБЦ. Основные точки, требующие постоянного внимания и контроля:
- уход тосола из расширительного бачка, появление пузырей газа в радиаторе;
- наличие пропусков в работе цилиндров мотора;
- наличие в выхлопных газах крохотных капелек конденсата, сладковатых на вкус;
- наличие загрязненных участков на линии прокладки блока от подтекания масла или тосола;
- капитальный ремонт чужими руками с заменой базовых деталей двигателя.
Во многих случаях факторы, приводящие к ситуации, когда прогорела прокладка головки блока, в течение длительного срока накапливаются, взаимно усиливают негативное развитие событий. Мало кто решается регулярно проверять выхлопные газы на наличие в них паров теплоносителя, пока из выхлопной трубы не повалит газопаровая струя.
Сложность в предсказании момента, когда может прогореть уплотнение головки БЦ, заключается в необходимости учесть ряд факторов, сложных в поточной диагностике. Кроме качества топлива и охлаждающей жидкости, на вероятность выхода из строя уплотнения влияют исправность помпы, наличие «завоздушивания» рубашки охлаждения, качество шпилек или болтов крепления головки и состояние самой прокладки.
Среди прочих, базовыми причинами прогорелой прокладки являются:
- перегрев двигателя;
- дефекты в конструкции системы охлаждения;
- плохая стойкость мотора к повышенным температурам охлаждающей жидкости;
- низкокачественные материалы прокладки и тосола;
- разгильдяйская эксплуатация авто.
Первая причина – локальный перегрев мотора
Почему прогорает прокладка ГБЦ. Основной причиной нарушения герметичности являются повышенные тепловые нагрузки при недостаточном уровне охлаждения каналов головки блока. Большинство автотехников-мотористов убеждены в главной и основной причине прогорания стальной перемычки, уплотняющей гильзу и полость головки блока, – критический перегрев материала перемычки.
Это так, но это только половина правды. Понятно, что разрушение уплотнения происходит под давлением горячих выхлопных газов, но анализ показывает, что потеря герметичности уплотнения прокладки происходит в одной точке, задолго до ее прогорания. При этом, зачастую, привалочная плоскость головки находится в удовлетворительном состоянии и не требует ремонта. Проблема заключается в неравномерной нагрузке на саму головку. В не новых моторах редко можно встретить показатели компрессии в цилиндрах, разнящиеся менее чем на 0,5 Атм. От величины компрессии прямо зависит давление и температура газов в камере сгорания.
Обычно измеряют абсолютное значение, как вариант, могут сравнить, насколько отличаются величины в соседних цилиндрах. А ведь основной показатель в разнице выведен производителем для нового двигателя. Разные показатели компрессии влекут за собой разную степень нагрева или величину давления газов на дно камеры сгорания.
При длительной и интенсивной работе двигателя на большой мощности неравномерные термические нагрузки как бы раскачивают головку блока цилиндров. В результате появляется крохотный прокол или микрощель между стальным кольцом и головкой, через которую выхлопные газы и тосол выжигают коррозионный канал. Результат – щель прогорела
Появившиеся новые факторы (раскаленные газы и перегретая жидкость на локальном участке рубашки охлаждения) ухудшают состояние уплотнения до появления ее механического повреждения – прострела. Как результат – прогорела прокладка ГБЦ. Хуже того, искривляется геометрия привалочной плоскости головки блока.
По сути, лучше не ожидать рекомендованного производителем пробега или срока эксплуатации, а выполнить профилактику креплений головки вместе со сменой моторного масла.
Причина вторая - изначальные пороки конструкции двигателя
Если обратиться к многочисленным авторским записям в Сети, можно удивиться множеству однотипных поломок одной и той же модели авто. Не являются исключением случаи, когда прогорела часть уплотнения головки блока цилиндров. Если у вас есть подозрение по состоянию двигателя собственного автомобиля, поинтересуйтесь на одном из многочисленных форумов, посвященных конкретной модели авто.
Зачастую у многих двигателей авто, рассчитанных на работу с А-95 или А-98, прокладка прогорела на третьем цилиндре. Например, считается, что в определенных моделях седанов Subaru, из-за оппозитного расположения цилиндров, есть предпосылки для температурных перекосов и прогара на верхних долях уплотнения головки блока цилиндров.
Слабый запас к перегрузкам системы охлаждения двигателя
Как известно, большинство раллийных авто имеют существенные переделки двигателя, и одной из них является изменение системы отвода горячего теплоносителя как из блока, так и из головки двигателя. Делается это для предотвращения тепловых перекосов и местных перегревов.
Упомянутый третий цилиндр любого мотора находится в самом невыгодном, с точки зрения охлаждения, положении:
- к собственному теплу от раскаленных газов камеры сгорания добавляются тепловые потоки от второго и четвертого цилиндров;
- цилиндр достаточно далеко находится от точки нагнетания помпой холодной жидкости;
- от выхлопного коллектора исходит огромный тепловой поток, который увеличивается в разы, в случае, если прогорела прокладка выпускного коллектора.
В совокупности все перечисленные факторы повышают риск прогара прокладки на третьем цилиндре, как минимум, на 50-70%.
Низкая прочность перемычек прокладки
Если внимательно проанализировать толщину перемычек прокладки головки блока, становится ясно, что их размеры явно недостаточны для полноценной прочности всей прокладки. В одной из перемычек явно создаются идеальные условия для выпячивания слоя асбестовых волокон.
Причина третья – низкое качество охлаждающей жидкости и прокладки
Не секрет, что пропуски в работе свечи, как правило, списываются на плохое качество бензина или сама свеча требует замены. Если прогорела прокладка головки БЦ, практически всегда в камеру сгорания будет сифонить тосол или антифриз. Свеча, до этого не допускавшая каких-либо сбоев, начинает показывать неустойчивое зажигание. Уже есть повод проверить свечу или сделать обмен между разными цилиндрами, измерить компрессию и добиться установления причин.
Еще один специфический признак неблагополучия прокладки – уменьшение теплоотдачи печки салона. Появление выхлопных газов в рубашке охлаждения автоматически «завоздушивает» теплообменник отопителя и снижает его эффективность. Иногда симптом может сопровождаться резкими скачками температуры охлаждающей жидкости.
Ситуацию, когда прогорела прокладка ГБЦ, вполне возможно предупредить, если отнестись с вниманием к работе двигателя, знать его пороки и регулярно проводить профилактику.
Как проверить прокладку головки блока цилиндров показано на видео: