Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Почему прогорает прокладка ГБЦ (головки блока цилиндров)

Среди множества всевозможных заморочек с мотором, ситуация, когда прогорела прокладка головки блока цилиндров можно поставить на первое место, как наиболее распространенную и часто встречаемую головную боль двигателя, в особенности в моторах отечественного автопрома.

прокладка

Коварность проблемы заключается в отсутствии точных и ярких симптомов, указывающих на то, что прогорела прокладка ГБЦ. Практически не падает тяга, нет звуков или дребезга. А если не заглядывать периодически под капот и вовремя не спохватиться, можно получить куда более черные проблемы, чем, когда прогорела прокладка блока цилиндров.

Как узнать, что прокладка прогорела? Водители, набившие шишки с отечественными моторами и опытом их ремонта, всегда принюхиваются к возможным признакам прогоревшей прокладки ГБЦ. Основные точки, требующие постоянного внимания и контроля:

  • уход тосола из расширительного бачка, появление пузырей газа в радиаторе;
  • наличие пропусков в работе цилиндров мотора;
  • наличие в выхлопных газах крохотных капелек конденсата, сладковатых на вкус;
  • наличие загрязненных участков на линии прокладки блока от подтекания масла или тосола;
  • капитальный ремонт чужими руками с заменой базовых деталей двигателя.

Во многих случаях факторы, приводящие к ситуации, когда прогорела прокладка головки блока, в течение длительного срока накапливаются, взаимно усиливают негативное развитие событий. Мало кто решается регулярно проверять выхлопные газы на наличие в них паров теплоносителя, пока из выхлопной трубы не повалит газопаровая струя.

Важно! Основная причина, по которой прокладка под головкой блока цилиндра прогорела, – невнимательность водителя к состоянию двигателя своего авто.

Сложность в предсказании момента, когда может прогореть уплотнение головки БЦ, заключается в необходимости учесть ряд факторов, сложных в поточной диагностике. Кроме качества топлива и охлаждающей жидкости, на вероятность выхода из строя уплотнения влияют исправность помпы, наличие «завоздушивания» рубашки охлаждения, качество шпилек или болтов крепления головки и состояние самой прокладки.

Среди прочих, базовыми причинами прогорелой прокладки являются:

  • перегрев двигателя;
  • дефекты в конструкции системы охлаждения;
  • плохая стойкость мотора к повышенным температурам охлаждающей жидкости;
  • низкокачественные материалы прокладки и тосола;
  • разгильдяйская эксплуатация авто.

Первая причина – локальный перегрев мотора

Почему прогорает прокладка ГБЦ. Основной причиной нарушения герметичности являются повышенные тепловые нагрузки при недостаточном уровне охлаждения каналов головки блока. Большинство автотехников-мотористов убеждены в главной и основной причине прогорания стальной перемычки, уплотняющей гильзу и полость головки блока, – критический перегрев материала перемычки.

цилиндр

Это так, но это только половина правды. Понятно, что разрушение уплотнения происходит под давлением горячих выхлопных газов, но анализ показывает, что потеря герметичности уплотнения прокладки происходит в одной точке, задолго до ее прогорания. При этом, зачастую, привалочная плоскость головки находится в удовлетворительном состоянии и не требует ремонта. Проблема заключается в неравномерной нагрузке на саму головку. В не новых моторах редко можно встретить показатели компрессии в цилиндрах, разнящиеся менее чем на 0,5 Атм. От величины компрессии прямо зависит давление и температура газов в камере сгорания.

Обычно измеряют абсолютное значение, как вариант, могут сравнить, насколько отличаются величины в соседних цилиндрах. А ведь основной показатель в разнице выведен производителем для нового двигателя. Разные показатели компрессии влекут за собой разную степень нагрева или величину давления газов на дно камеры сгорания.

При длительной и интенсивной работе двигателя на большой мощности неравномерные термические нагрузки как бы раскачивают головку блока цилиндров. В результате появляется крохотный прокол или микрощель между стальным кольцом и головкой, через которую выхлопные газы и тосол выжигают коррозионный канал. Результат – щель прогорела

блока цилиндров

Появившиеся новые факторы (раскаленные газы и перегретая жидкость на локальном участке рубашки охлаждения) ухудшают состояние уплотнения до появления ее механического повреждения – прострела. Как результат – прогорела прокладка ГБЦ. Хуже того, искривляется геометрия привалочной плоскости головки блока.

Совет! На первых этапах начала разрушения уплотнения до ее прогара, есть возможность вмешаться и устранить неисправность, избежав проблем с ремонтом головки блока цилиндров. Рекомендуемая обтяжка креплений головки, возможно, поможет, если авто имеет пробег не более 50 тыс. км.

По сути, лучше не ожидать рекомендованного производителем пробега или срока эксплуатации, а выполнить профилактику креплений головки вместе со сменой моторного масла.

Причина вторая - изначальные пороки конструкции двигателя

Если обратиться к многочисленным авторским записям в Сети, можно удивиться множеству однотипных поломок одной и той же модели авто. Не являются исключением случаи, когда прогорела часть уплотнения головки блока цилиндров. Если у вас есть подозрение по состоянию двигателя собственного автомобиля, поинтересуйтесь на одном из многочисленных форумов, посвященных конкретной модели авто.

Зачастую у многих двигателей авто, рассчитанных на работу с А-95 или А-98, прокладка прогорела на третьем цилиндре. Например, считается, что в определенных моделях седанов Subaru, из-за оппозитного расположения цилиндров, есть предпосылки для температурных перекосов и прогара на верхних долях уплотнения головки блока цилиндров.

Слабый запас к перегрузкам системы охлаждения двигателя

Как известно, большинство раллийных авто имеют существенные переделки двигателя, и одной из них является изменение системы отвода горячего теплоносителя как из блока, так и из головки двигателя. Делается это для предотвращения тепловых перекосов и местных перегревов.

Упомянутый третий цилиндр любого мотора находится в самом невыгодном, с точки зрения охлаждения, положении:

  • к собственному теплу от раскаленных газов камеры сгорания добавляются тепловые потоки от второго и четвертого цилиндров;
  • цилиндр достаточно далеко находится от точки нагнетания помпой холодной жидкости;
  • от выхлопного коллектора исходит огромный тепловой поток, который увеличивается в разы, в случае, если прогорела прокладка выпускного коллектора.

В совокупности все перечисленные факторы повышают риск прогара прокладки на третьем цилиндре, как минимум, на 50-70%.

Низкая прочность перемычек прокладки

Если внимательно проанализировать толщину перемычек прокладки головки блока, становится ясно, что их размеры явно недостаточны для полноценной прочности всей прокладки. В одной из перемычек явно создаются идеальные условия для выпячивания слоя асбестовых волокон.

прокладкипрокладки

Совет! Сравните конфигурацию отверстий на прокладке ГБЦ двигателя вашего авто с приведенным на фото и подумайте, есть ли вероятность прогара прокладки головки блока цилиндров мотора вашего автомобиля.

Причина третья – низкое качество охлаждающей жидкости и прокладки

Не секрет, что пропуски в работе свечи, как правило, списываются на плохое качество бензина или сама свеча требует замены. Если прогорела прокладка головки БЦ, практически всегда в камеру сгорания будет сифонить тосол или антифриз. Свеча, до этого не допускавшая каких-либо сбоев, начинает показывать неустойчивое зажигание. Уже есть повод проверить свечу или сделать обмен между разными цилиндрами, измерить компрессию и добиться установления причин.

Совет! Хорошо, если на вашем автомобиле установлен бортовой компьютер, например, «Престиж» или «Орион», обладающий расширенными средствами контроля за работой двигателя. Это поможет достаточно быстро среагировать на отказы и выполнить профилактику что предупредит негативное развитие ситуации, когда вдруг прогорела прокладка головки БЦ.

Еще один специфический признак неблагополучия прокладки – уменьшение теплоотдачи печки салона. Появление выхлопных газов в рубашке охлаждения автоматически «завоздушивает» теплообменник отопителя и снижает его эффективность. Иногда симптом может сопровождаться резкими скачками температуры охлаждающей жидкости.

Ситуацию, когда прогорела прокладка ГБЦ, вполне возможно предупредить, если отнестись с вниманием к работе двигателя, знать его пороки и регулярно проводить профилактику.

Как проверить прокладку головки блока цилиндров показано на видео:

Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Категории
Сколько стоит ваш автомобиль?