Содержание [скрыть]
Последние пару десятилетий ведущие промышленные лидеры в разработке и производстве автомобилей столкнулись с серьезной проблемой низкой готовности водителя к управлению машиной в условиях повышенного риска. Множество фактов и полицейская статистика говорят, что умения управлять сложным, тяжелым и мощным легковым автомобилем так, чтобы не убить себя и других, среднестатистическому водителю уже не хватает.
Первой, ориентированной на комплексное решение проблемы, стала интегрированная система активного управления VSM. По сути, произошло объединение нового компьютерного блока с системой сенсоров и управляющих модулей антиблокировки тормозов и системы обеспечения курсовой устойчивости.
Какие функции возложены на интегрированную систему активного управления VSM:
- получение от всех имеющихся датчиков автомобиля максимально достоверной информации о текущем состоянии автомобиля;
- сравнение объективности управляющих команд АБС и ЕСП с тенденциями действий водителя и сравнение их с оптимально возможными вариантами, заложенными в памяти;
- непрямое вмешательство VSM в работу рулевого колеса, двигателя, тормозной системы и коробки передач.
Как работает интегрированная система активного управления VSM
Идея внедрения аналога автопилота, помогающего водителю действовать, а не только информировать, витала в умах разработчиков довольно долго, но полноценную реализацию в интегрированном виде VSM, как системы активного управления, получила только после увеличения мощности управляющих контроллеров и внедрения электроусилителей руля.
Разумеется, вращать рулевое колесо, подруливать и маневрировать вместо водителя система VSM не будет, у нее пока нет такой возможности. И если на пути возникнет препятствие или будут грубо нарушены правила ДД, система активного управления ничем помочь не сможет. Хотя более свежие разработки с интегрированным круговым радаром и системой GPS вполне смогут принимать правильное решение, участвуя в активном управлении автомобилем.
Основной задачей, как интегрированной или объединенной структуры, существующей системы VSM является помощь активным вмешательством в работу электроусилителя руля. VSM как система управления, занимается стабилизацией положения машины при движении. Пока стабильное положение автомобиля считается основным критерием его безопасности.
Что ожидать водителю от активного управления системы VSM:
- увеличение сопротивления или необходимого прилагаемого усилия на руле при движении с большой скоростью. Руль теряет остроту, и благодаря этому управление курсом становится более взвешенным и плавным. Даже при желании попытаться резко рвануть руль, система VSM просто не позволит это сделать, мгновенно нарастив «тяжесть» руля;
- подруливание передними колесами при возникновении риска срыва машины в занос, движение юзом или резком уменьшении сцепления одного-двух колес с дорожным покрытием, возникновении проблем с шиной или подвеской;
- интегрированное влияние на обеспечение устойчивости по траектории движения.
Кроме рулевого колеса, система активно использует возможности тормозов, как самостоятельно, так и через антиблокировочный модуль. Для успешной работы блока VSM в напарники нужны также модуль ESP, отвечающий за курсовую устойчивость, и схема борьбы с пробуксовкой.
Классическим примером, демонстрирующим успешную работу VSM, является прохождение – объезд змейкой ряда препятствий или движение на большой скорости с контролируемым заносом в достаточно глубоком повороте. Подобные тесты выбраны не случайно, ведь они составляют примерно 80% от всех маневровых перестановок машиной на дороге.
Теоретически в заносе VSM должна перераспределить крутящий момент на наружную пару колес и притормозить внутреннюю пару для подворота на пару градусов в сторону, противоположную направлению заноса. Так машина гарантированно будет избавлена от угрозы столкновения с обочиной и плавно завершит прохождение поворота.
Если торможение будет признано неэффективным или даже вредным, система VSM отключит АБС, или тормозить будут индивидуально одно-два колеса. В управлении рулевым колесом водитель почувствует, что вращение в «запрещенном» направлении будет непомерно тяжелым, а в оптимальную сторону максимально облегчено для ускорения поворота.
Это так называемая система интуитивного реагирования на ситуацию. В критическом положении водителю просто некогда думать и анализировать, приходится инстинктивно принимать решения, и зачастую подсказка блока VSM приходится весьма кстати.
При длительном переезде, после 4-5 часов управления авто, неизбежно начнет накапливаться усталость. В этом случае система VSM значительно разгрузит водителя и в большей мере подстрахует, избежав рискованных ситуаций.
Что хорошего и плохого в VSM
Основной постулат применения разнообразных электронных помощников в управлении авто базируется на незыблемом правиле – самая продвинутая, активная и интегрированная система не должна создавать дискомфорт в управлении автомобилем. VSM в этом – не исключение.
Ее невидимость в автомобиле доведена до такого состояния, что многие покупатели новых авто, оснащенных интегрированной системой активного управления VSM, даже после обкатки машины ее не замечают и просто начинают сомневаться в ее наличии.
Те, кому удалось сохранить свой автомобиль и здоровье, в большинстве положительно отзываются о срабатывании устройства, хотя на заснеженной дороге зачастую результат неоднозначный или отличается от ожидаемого эффекта.
Отзывы профессиональных водителей немного категоричнее. В большинстве считают ее полезной только в условиях гололеда или дождя. Мало того, наличие в автомобиле интегрированной схемы активного управления расслабляет водителя, заставляет полагаться на электронику. В случае отказа системы малоопытный водитель попадает в крайне рискованную ситуацию на дороге.
Тем не менее, наличие в автомобиле интегрированной схемы активного управления VSM, наравне с другими, уже является де-факто одним из условий или даже признанным стандартом для безопасного автомобиля. Возможно, в ближайшее время подобные устройства станут такими же обязательными, как подушки безопасности, ремни или детские кресла.
Но стоит признать, что слепо доверять электронным помощникам все управление автомобилем нецелесообразно. Например, объезд внезапно возникшего препятствия на дороге при наличии интегрированного блока активного управления VSM значительно сложнее, чем в обычных условиях. На видео можно посмотреть систему в действии: