Содержание [скрыть]
Рынок вторичных автомобилей растёт невероятными темпами. Бывшие в употреблении машины с Европы пересекают наши границы и продаются на отечественных рынках. Такие машины покупают намного активнее, чем те, что ездили по нашим дорогам. Это и не удивительно, ведь трассы в европейских странах намного лучше. К тому же и водят там аккуратнее.
В некоторых же случаях машины стоят целыми годами в гаражах. В итоге BMW десятилетней давности может отъездить не более 50 000 километров. Но не всё так просто. Очень часто продавцы хотят схитрить. В результате вам могут продать машину, которая побывала в ДТП и при этом не упомянуть об этом. Это же касается и машин, которые эксплуатировались на территории России.
Вот только как определить реальную историю автомобиля? Безусловно, профессиональный автомеханик найдёт отличия, но как это сделать ещё до поездки на СТО? Ведь за проверку нужно заплатить немаленькие деньги. Ответ на это вопрос может дать такое устройство, как толщиномер ЛКП. Он способен проникнуть внутрь лакокрасочного покрытия и дать точный ответ, сколько раз авто покрывалось краской и была ли рихтовка.
Вот только не каждый толщиномер может заметить признаки шпаклёвки. Поэтому нужно выбрать прибор, который точно справится с возложенной на него задачей. С учётом того, что на рынке можно найти тысячи разнообразных моделей это не так-то уж и просто.
Как работает толщиномер
Начнём с такого понятия, как ЛКП или лакокрасочное покрытие. Такое имеет каждый автомобиль. Оно наносится прямо на заводе и имеет чётко определённую толщину. Конечно, разные заводы используют разную краску и оборудование, но, в общем, этот от 100 до 140 мкм.
Конечно же, деталь могут поменять, а потом отвезти машину на автосервис. Но очень немногие СТО могут гарантировать тот же уровень окраски, что и заводское оборудование. Хотя стоит, признать, что данный параметр редко превышает показатель в 200 мкм. Вот только такую разницу заметить непросто. Но качественный и точный толщиномер лакокрасочного покрытия способен заметить отличие.
В некоторых случаях возможна и противоположная ситуация. Для экономии краски в сервисном центре могут сделать толщину краски, к примеру, в 100 мкм. Иногда этот параметр даже меньше. Задача толщиномера показать наличие таких отклонений от нормы.
Цена на толщиномеры колеблется в диапазоне от 2 000 до 30 000 рублей. Можно найти и дороже, но если брать средние показатели, то они будут именно такими. Но если вы хотите получить сверхточный аппарат и при этом не потратить на него слишком много средств, то можно взять устройство в аренду. Цена одного дня эксплуатации составит где-то 300—500 рублей.
Виды толщиномеров
На рынке есть немало толщиномеров ЛКП, которые работают совершенно по разным принципам. Неудивительно, что и точность их показаний может иметь серьёзные отличия. На данные момент ассортимент большинства автомобильных магазинов представлен такими видами устройств:
- ультразвуковые,
- магнитные,
- вехретоковые,
- электромагнитные.
Каждый из этих видов имеет уникальные особенности, которые делают его востребованным в той или иной области. Без недостатков, конечно же, тоже не обошлось. Начнём с ультразвуковых толщиномеров.
Ультразвуковые толщиномеры представляют собой универсальные устройства, которые способны работать как с металлом, так и с композитными материалами. Они показывают отличные результаты точности на пластике и даже керамике. Это позволяет проверить толщину лакокрасочного покрытия даже на бампере или карбоновой вставке.
Ультразвуковые толщиномеры показывают отличные результаты точности, но при этом их цена находится в верхнем ценовом диапазоне. Обычно такие устройства используют только в самых лучших мастерских и сервисных центрах.
Магнитный толщиномер считается самым простым по конструкции в то же время очень неточным. Конструкция устройства довольно проста. Внутри есть магнит со стрелкой, которая собственно и служит показателем толщины ЛКП. Чтобы воспользоваться аппаратом его достаточно приложить к кузову.
Все дело в том, что чем тоньше лакокрасочное покрытие, тем сильнее магнит толщиномера будет притягиваться к корпусу машины. С помощью угла отклонения стрелки вы определить толщину краски.
Несмотря на низкую цену и удобство в эксплуатации, точным толщиномер может быть, только если слой краски не более 1,4 мм. В противном случае правильность полученных вами данных будет под большим сомнением.
Электромагнитные толщиномеры представляют собой некоторую золотую середину. Она весьма надёжны и при этом имеют доступную цену. Также стоит отметить точность их показаний. Вот только работают эти устройства исключительно на поверхностях с включением железа. Для цветных металлов и пластика аппарат бесполезен.
Последними в списке идут вихретоковые толщиномеры. Устройство может оценить толщинку краски на любом металле. Мало того, результаты имеют высокую точность. Главный недостаток — это зависимость от токопроводящих качеств металла.
Если работать вихретоковым толщиномером ЛКП с медью или алюминием, то полученные данные будут обладать высоко точностью. А вот в случае железа будет наблюдаться немалая погрешность, способная испортить все показания. Стоит устройство дороже чем электромагнитный аналог.
Покупка и эксплуатация
Как правильно совершить процесс покупки
В первую очередь вы должны взвесить все плюсы и минусы покупки, ведь аппарат можно взять ещё и в аренду. Допустим, если вы работаете в автомобильном бизнесе и вам приходится часто иметь дело с покупкой и продажей, то лучше всего взять ультразвуковой толщиномер для авто.
Такой толщиномер ЛПК стоит немало денег, но при постоянном использовании оправдывается себя. Качество его измерений находится на недосягаемом уровне, а уникальная конструкция даёт возможность работать с любыми материалами.
Если же вы решите взять какой-либо другой вид толщиномеров — учтите все их особенности. Это должно в первую очередь отразиться на тех материалах, на которых вы будете измерять толщину лакокрасочного покрытия.
К примеру, для алюминия лучше всего подойдёт электромагнитный толщиномер. Если же вам нужно узнать наносился ли дополнительный слой краска на пластик, то обойтись без устройства, работающего благодаря ультразвуку, не получится.
Цена также играет немаловажную роль. Чем она меньше, тем ниже функциональность толщиномера для краски. Но и здесь есть свои тонкости. Даже самое дешевое устройство позволит понять шпаклевался кузов или нет, а вот определить дополнительный слой краски оно будет не в состоянии.
Калибровка
Перед тем как начать использовать устройство его необходимо правильно настроить. Всё начинается с калибровки толщиномера. Здесь нужно сделать важное уточнение. Обычно продавцы говорят, что аппарат уже откалиброван. Действительно на заводе проводят калибровку. Но проверка устройства всё равно обязательна.
Для калибровки толщиномера вам понадобятся эталонные пластины. Они должны быть сделаны из пластика и из стали. Причём на них должен быть нанесён слой краски определённой толщины.
Чтобы провести калибровку поднесите толщиномер к поверхности каждой пластины и дождитесь данных, которые выдаст устройство. После чего сверьте результаты с контрольными показателями.
При необходимости зайдите в меню и сделайте перенастройку. Нужно чтобы показатели на пластинах и результаты работы толщиномера ЛКП совпадали. После проведения калибровки вы будете точно уверенными, что устройство работает правильно.
В идеале под каждый конкретный случай нужно настраивать аппарат индивидуально. К тому же большинство современных устройств имеет такую функцию как изменение диапазона измерений. Подобное дополнение позволяет в разы уменьшить вероятность получения недостоверных данных.
Настройка диапазона измерений
Большинство современных толщиномеров обладают возможностью изменения диапазона измерений. Это позволяет добиться максимальной точности. Особенно это актуально при работе с разными типами поверхности.
Чтобы понять, как проводится настройка толщиномера ЛКП, рассмотрим конкретный пример. Вам нужно замерить покрытие с толщиной в 500 мкм. В таком случае в настройках нужно указать диапазон на 100 или 200 единиц больше. Проще говоря, на дисплее должны отображаться цифры 600-700 мкм.
Эксплуатация
При помощи толщиномера ЛКП вы должны протестировать каждый элемент кузова. Начинать рекомендуется с переднего крыла. Потому нужно медленно двигаться по кузову, фиксируя все измерения. Для точности сбор данных нужно делать по три раза для каждой детали.
После сбора данных толщиномером вам нужно будет вывести среднее арифметическое по каждой детали. Потом просто сравните показания. Несоответствие будет сразу же видно. Процесс этот, конечно, небыстрый, но при покупке автомобиля лучше потратить лишние 15—20 минут. Это позволит обрести полную уверенность в том, что машина не попадала в ДТП.
По толщине покрасочного покрытия при помощи толщиномера ЛКП можно даже определить перекрашивали этот участок кузова или же здесь делалась шпаклёвка. Если элемент толще всего остального кузова на 100—140 мкм — это перекраска, более 160 — участок шпаклевали.
Тестирование популярных моделей толщиномеров
Чтобы тесты были объективными, все толщиномеры ЛКП тестировались на автомобиле «Фиат-Албеа». В машине была заменена задняя дверь, также ремонту поддавалась одна из стоек. Смогут ли это определить приборы, сейчас посмотрим.
В тесте приняли участие такие модели толщиномеров:
- САRАТ-с,
- CHY 113,
- ЕТ-11S,
- ЕТ-04,
- ИТ-01.
Лучше всего с тестом справились толщиномеры CHY 113 и ЕТ-11S. Они безошибочно определили слишком толстый слой краски на стойке и двери. САRАТ-с ошибся с дверью, как и ИТ-01. ЕТ-04 также отобразил неверные данные по двери.
Итоги
Если вы хотите приобрести себе хороший и относительно недорогой толщиномер, то лучше всего остановить свой выбор на аппаратах CHY 113 и ЕТ-11S. Для профессиональной деятельности стоит купить ультразвуковой измеритель толщины ЛКП.