Содержание [скрыть]
Сцепление – это крайне важная система для любого транспортного средства, в отсутствии которого нормальная эксплуатация становится просто невозможна. Без продуманного сцепления и прямом соединении двигателя с коробкой передач было бы невозможным переключение передач, плавное движение и остановка с работающим двигателем. К слову, и самого двигателя при таком режиме эксплуатации хватало бы на очень ограниченный срок.
Для чего нужна муфта
Основное предназначение системы сцепления заключается в плавном сопряжении маховика двигателя с первичным валом КПП при смене передачи и в момент начала движения. Другими словами – сцепление позволяет аккуратно и плавно прекратить передачу крутящего момента без необходимости заглушить мотор. Вся система сцепления устроена достаточно сложно, а одним из важных элементов является муфта сцепления, которая присутствует в любом двигателе, не только автомобильном.
В каждом двигателе внутреннего сгорания муфта выключения сцепления обеспечивает возможность мягко, без рывка тронуться с места, а во время движения переключить передачу. При нажатии водителем педали сцепления, именно муфта прекращает плотное прилегание ведущего и ведомого дисков, позволяя коробке временно оказаться в нейтральном положении. Муфта является неотъемлемой частью не только автомобильного двигателя, они имеются и на мотоблоках, бензопилах или на станках с изменяющимся режимом вращения главного вала.
Виды муфт сцепления
Конструкция муфты сцепления не является однотипной, а на каждой модели авто этот узел имеет определенные отличия. Тем не менее, можно выделить определенные сходства в конструкции муфт легкового автомобиля. Неизменными элементами каждой из них являются:
- маховик;
- картер;
- центральный болт крепления кожуха;
- диски;
- первичный вал коробки;
- вилка с центральной нажимной пружиной.
По существующей в настоящее время классификации, все они делятся на одно- и многодисковые, причем последние для транспортных средств применяются относительно редко. Привод у муфты может также отличаться:
- механический;
- гидравлический;
- комбинированный.
Отдельно можно упомянуть электромагнитные муфты, которые можно встретить на тепловозах, на определенных станках – для автомобиля такие не актуальны. Можно выделить и условия эксплуатации – сухие и влажные муфты. Для инструмента, оснащенного двигателем внутреннего сгорания может использоваться и центробежная муфта сцепления, которая в автоматическом режиме соединяет и разъединяет валы, достигая заданной конструкцией скорости оборотов вала.
Как работает муфта
Достаточно удобно разобрать схему работы системы сцепления на всем известной классике. Как и на основной части «легковушек», сцепление здесь однодисковое, сухое. Расположено оно на маховике под картером, который надежно фиксирован к блоку цилиндров болтовыми соединениями. Все усилие от ведомого вала, находящегося на ступице КПП передается посредством пружинно-фрикционного механизма. Включение и выключение системы возможно лишь при непосредственном участии гидропривода.
После того как человек нажимает педаль, усилие идет на главный цилиндр, который передает его уже на рабочий цилиндр. Он задействует вилку выключения, поворачивая ее на шаровом механизме, что приводит к задействованию выжимного подшипника. В итоге он давит на пружину корзины, она прогибается, и "уводит" нажимной диск от ведомого. Передача усилия от мотора становится невозможной. При отпускании педали процесс происходит в обратном порядке.
В автомобилях с автоматическими коробками педали сцепления нет, хотя сама система присутствует, и в норме работает таким образом, что водитель этого практически не ощущает. Активизация происходит за счет специального сервопривода. В зависимости от конструкции, он может быть электрическим или гидравлическим. В автоматах, как правило, используется многодисковое влажное сцепление. Подробный рассказ о принципе и порядке работы всей системы представлен на видео:
Требования, предъявляемые к сцеплению
Вне зависимости от того, какая муфта сцепления установлена и какой привод используется, для сцепления существует ряд требований, которым должна соответствовать система. Помимо главного – высокой способности к передаче усилия, актуальность имеет и ряд других.
- Мягкость при включении. Несмотря на то, что очень многое здесь зависит от квалификации водителя, некоторые детали фрикционных муфт сцепления предназначены именно для повышения плавности включения передачи.
- Чистота выключения. Этот параметр подразумевает абсолютное отключение передачи усилия, которое на выходном валу при нажатой педали должно быть нулевым или стремиться к этому.
- Исключительная надежность при передаче мощности, которая должна отмечаться при любых режимах работы автомобиля.
- Удобство при управлении. Конечно, этот параметр важен для управления автомобилем, но для системы сцепления степень предельного усилия на педаль регламентирована, и в нашей стране значение не должно превышать 150 и 250 Н для транспортных средств с усилителями приводов и без них, соответственно. Кроме этого нежелательно, чтобы ход самой педали был более 16 см.
Распространенные неисправности муфты сцепления
Несмотря на достаточную сложность конструкции муфты транспортного средства, при правильной эксплуатации проблем с ней практически не возникает. К числу часто встречающихся проблем с муфтой можно отнести всего лишь две – проскальзывание муфты и невозможность разъединить ее полностью.
Проскальзывание муфты сцепления
Наиболее частой причиной такого «поведения» муфты сцепления становится наличие на фрикционных накладках масляных загрязнений. Они могут появиться там после проведения ремонтных работ или простой неаккуратности водителя. Устраняется такое затруднение просто – маховик и прижимной диск тщательно очищаются от масла, после чего проблема проскальзывания сцепления больше не беспокоит автовладельца.
Муфта сцепления может проскальзывать и по другой причине – износ самих накладок и появление на них задиров. В результате этого отпускание педали не приводит к полному контакту дисков. Для исправления такой проблемы требуется отрегулировать свободный ход педали, а если это не помогает, придется заменить фрикционные накладки на новые – другого способа ремонта не предполагается.
Муфта не разъединяется до конца
Причин такому поведению муфты также можно выделить две.
- Недостаточный рабочий ход педали сцепления. Это часто вызывается неумелой настройкой муфты, которая допускает слишком большой свободный ход. Устраняется проблема перенастройкой, которую следует доверить механику или опытному водителю.
- Рычажки, которыми оснащена каждая муфта сцепления изменили первоначальную форму, и отрегулировать их уже невозможно. Они подлежат замене. Иногда при работе муфты с погнутыми рычажками перекашивается сам диск, что влечет за собой повреждение фрикционных накладок. В этом случае они также подлежат безоговорочной замене.
Можно ли продлить срок службы муфты сцепления
Поскольку муфта сцепления не относится к числу деталей, которые легко купить и просто заменить, большинство автовладельцев вполне резонно задумываются над возможностью увеличения срока ее эксплуатации. Каких-либо особых хитростей или способов продления жизни этому автомобильному узлу не существует, достаточно следовать простым и общеизвестным рекомендациям:
- включение/отключение сцепления следует проводить максимально аккуратно и плавно, не допуская задержек педали в промежуточном положении или резкого убирания ноги с педали при начале движения;
- не рекомендуется длительное время держать муфту в выключенном состоянии и резко трогаться после этого с места;
- своевременно проводить техническое обслуживание, при этом, если водителю недостает опыта, эту процедуру стоит доверить профессионалам.
Так, банальный процесс смазки должен проводится в строгом соответствии с рекомендованной производителем таблицей смазки. Чрезмерное количество смазки часто приводит к попаданию ее на накладки диска и его пробуксовке. При самостоятельной смазке при помощи шприца не следует делать больше восьми нагнетаний. Естественно, пользоваться следует только теми смазочными материалами, которые рекомендованы производителем конкретного транспортного средства.