Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Что такое адаптивная КПП

Примерно с 60-х годов прошлого века автомобили окончательно оформились в качестве маленькой персональной территории, где можно жить, отдыхать и работать. Нарастающий ритм современной жизни заставлял все больше времени проводить за рулем. Серьезным аргументом в борьбе за покупателя стал комфорт автомобиля. Водителям и пассажирам уже не хотелось умирать от усталости, проведя в машине пару часов. В итоге, наряду с пневматической подвеской, в автомобиле появились автоматическая коробка передач, кондиционер и многое другое.

Революция в развитии электроники позволила инженерам пойти дальше и создать из автоматизированного переключателя скоростей новое поколение помощников водителя – адаптивную коробку передач.

кпп

Основное и главное свойство адаптивной коробки передач понятно из названия: адаптивная – значит, способная подстраиваться под определенные условия движения. Если технический прогресс в ближайшие пару десятков лет не уничтожит автомобиль, мы станем свидетелями появления в автомобиле принципиально новых интеллектуальных устройств. И адаптивная автоматическая коробка передач – это первая ласточка из них.

 

В чем суть адаптивного узла управления передачами

Существует концепция, согласно которой ваши вещи и домашние питомцы в течение определенного времени становятся похожими на вас, как бы приобретают ваши черты и особенности характера. Автомобиль – не исключение. Адаптивная сторона коробки передач проявляется в следующем:

  • своей индивидуальной манерой переключать передачи вы заставляете микропроцессор активно прогнозировать и предполагать последующий режим работы двигателя и трансмиссии;
  • датчики включения того или иного планетарного ряда коробки позволяют бортовому компьютеру запомнить любимую схему разгона – торможения и получить цифровую картину индивидуального почерка водителя.
  • оптимизировать работу трансмиссии и двигателя под конкретные условия езды.

Адаптивная функция в большей части относится к системе управления автоматической коробкой передач, чем непосредственно к устройству трансмиссии. В этом есть определенный позитив. Основу адаптивной структуры представляет комплекс из датчиков и нескольких программ. Датчики используются штатные, а в программу в случае необходимости можно внести изменения без дорогостоящей модификации исполнительного механизма.

Подобное стремление подогнать механику машины под стиль вождения конкретного водителя продиктовано не только желанием добавить позитивных ощущений владельцу авто. Главной целью адаптивной функции коробки передач остается оптимизация нагрузок на «железо»: АКПП и двигатель машины.

Мощность двигателя и динамика движения машины с каждой новой моделью возрастают, делая их более скоростными и требовательными к точности и скорости срабатывания гидравлических узлов коробки переключения передач. Несмотря на то, что современная технология обработки металлов и сплавов создает очень стойкие к ударам и износу шестерни, гильзы приводов, валы, фрикционы, количество поломок АКПП из-за неграмотного, а порой и «лихаческого» переключения коробки передач составляет 95% от общего числа проблем.

двигатель

Для трансмиссии, в том числе и адаптивной автоматической коробки передач, опасны не столько большие нагрузки или скоростной режим работы, сколько резкие переключения, зачастую несоответствующие характеру движения. В адаптивной коробке переключения передач подобные «ляпы» старательно запоминаются, и при возникновении схожей ситуации автоматика старается не допустить перегрузку механизма.

Адаптивные КПП, помимо удобства управления, обеспечивают функцию прогнозирования возможных режимов работы. Благодаря адаптивности автоматика прощает мелкие недочеты неопытному водителю, переключая неправильно выбранный режим в более подходящий вариант.

Кроме того, адаптивная система переключения передач автоматической трансмиссии патологически борется за экономичность и экологичность работы двигателя. Электроника стремится ограничить переходные режимы работы, регулируя крутящий момент и обороты в оптимальный коридор, установленный программой. А он не всегда психологически удобен водителю.

Нельзя сказать, что большинство владельцев машин с адаптивной коробкой передач в восторге от постоянного процесса обучения адаптивной коробки. Как показывает практика, опытному водителю легче привыкнуть к одному однообразному поведению автоматической коробки передач. Особенно сложно, если скоростное движение по загородному шоссе сменяется ездой по городским улицам или наоборот.

авто

С другой стороны, адаптивный механизм заставляет водителя задумываться, стоит ли разгоняться, раскручивая мотор до предела. Покатавшись по городу на умеренных скоростях, за городом на шоссе многие пытаются «дать жару» и почувствовать гоночную динамику разгона. Но не тут-то было. Адаптивный автомат невольно играет роль уздечки для строптивого скакуна и не стремится изменить передаточное число для получения максимального вращательного момента и мощного набора скорости.

Примерно 10-15 км дороги хватает, чтобы водитель пришел в себя, к этому времени адаптивные функции коробки передач перестраиваются на скорость и высокое ускорение.

К сведению! Зачастую водители, у которых не хватает терпения дождаться завершения периода адаптации, на короткое время снимают клеммы с аккумулятора, тем самым обесточивая энергозависимую память компьютера. После такой перезагрузки электроника коробки передач «не помнит» езды в городском цикле, и машина бежит значительно резвее.

Стремясь избавиться от возможной некомфортной «задумчивости» адаптивной коробки передач, некоторые модели стали оснащать возможностью самостоятельно выбирать свой режим из десятка возможных вариантов, записанных и сформированных программой адаптивной системы. В ряде случаев предполагается упрощенный способ коррекции работы основной адаптивной функции с помощью голосовых команд.

Типовые адаптивные коробки переключения передач

Впервые адаптивная автоматическая коробка передач была установлена на представительской модели от Bayerische Motoren Werke AG, известной 7-ке – Е38. Кроме пятиступенчатой коробки, в модели была использована система динамической стабилизации курса. Немецким автоконструкторам удалось сделать тяжелую и мощную машину плавной в ходу при неспешном маневрировании, и в то же время резкой и стремительной в скоростном потоке на автобане.

BMW

Кроме BMW, автоматическая адаптивная коробка достаточно быстро появилась на:

  • Range Rover Sport с 500-сильным бензиновым двигателем;
  • AUDI A8 третьего поколения с известной 8-ступенчатой автоматической системой Tiptronic с технологией электронного управления Shift-by-wire;
  • Volvo S70.

Адаптивная автоматическая коробка передач является само собой разумеющимся атрибутом мощных и дорогих машин представительского класса. Правда, не все они столь успешно демонстрируют свою незаменимость. Зачастую покупатель сознательно отказывается от классического автомата в пользу стремительно набирающей популярность роботизированной механической коробки передач DSG. Последняя по ряду параметров, таких как скорость включения, экономичность и стоимость, значительно превосходит слегка устаревшую «классику».

Сегодня подобную коробку переключения передач можно встретить как на Фольксваген Пассат, так и на Тойота или Митсубиши, что говорит о востребованности системы и ее широком использовании современными автопроизводителями.

На видео можно ознакомиться с особенностями вождения, когда на авто стоит коробка-автомат:

Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Категории
Сколько стоит ваш автомобиль?