Эмблема марки Acura
Эмблема марки Audi
Эмблема марки BMW
Эмблема марки Cadillac
Эмблема марки Chevrolet
Эмблема марки Citroen
Эмблема марки Daewoo
Эмблема марки Ford
Эмблема марки Honda
Эмблема марки Hyundai
Эмблема марки Infiniti
Эмблема марки Kia

Принцип работы синхронизатора КПП

Выпускаемые в настоящее время автомобили становятся все более сложными в техническом плане, что положительно сказывается на управлении, которое все более упрощается. Любая современная механическая или роботизированная КПП является синхронизированной. Это означает, что перед тем, как происходит непосредственно смена текущей передачи, выравнивается скорость шестерни и вала. Для этого коробка оснащается специальным приспособлением – синхронизатором.

КПП

Он не только позволяет осуществлять переключение намного мягче, но и существенно снижает степень физического износа, уменьшает шум при работе, а в итоге – существенно продлевает срок безаварийной службы КПП. Синхронизатор КПП используется даже на задней передаче, а его принцип функционирования основывается на задействовании естественных сил трения при балансировке числа оборотов вала и самой шестерни. Чтобы выровнять большую разницу в значении вращения требуется и достаточная сила трения, для чего задействуется нескольких фрикционных колец.

Конструкция синхронизатора КПП

Неотъемлемой частью любого синхронизатора служит ступица, имеющая специальные шлицы, расположенные внутри, при помощи которых она сопрягается со вторичным валом КПП, позволяя передвигаться в осевом направлении. Наружные же шлицы предназначаются для сопряжения ступицы с муфтой включения. На самой ступице имеются три дополнительных паза, расположенных под углом 120 градусов по отношению друг к другу – в них располагаются «сухари». Они подпружинены, а установлены для эффективного стопорения муфты во время синхронизации.

стопорения муфты

Муфта синхронизатора КПП служит для надежного сопряжения вала и шестерни в КПП. Она расположена на ступице, и также снабжена внутренними пазами. Благодаря кольцевой проточке и сухарям, оба этих элемента надежно соединяются между собой. С внешней стороны муфта соединена уже непосредственно с вилкой КПП.

Блокирующее кольцо служит для сопряжения, и не позволяет муфте оказаться замкнутой до того времени, пока скорости шестерни и вала не станут идентичны. Внутренняя часть кольца изготавливается в форме конуса, и она вступает в "контакт" с фрикционным конусом, расположенным непосредственно на шестеренке.

Принцип работы синхронизатора КПП

Когда рычаг КПП располагается в нейтральной позиции, муфта синхронизатора занимает среднюю позицию, все шестеренки беспрепятственно проворачиваются на валу, а передача усилия не осуществляется. Когда происходит выбор необходимой передачи, имеющаяся в КПП, вилка передвигает муфту к шестерне. Кольцо соединяется с конусом шестерни, проворачивается и стопорится за счет сухарей, делая дальнейшее осевое смещение муфты невозможным.

рычаг КПП

Благодаря силе трения достигается "подравнивание" скоростей, и после этого кольцо-блокиратор начинает обратное движение, разблокируя муфту. В это время вторичный вал жестко фиксируется с шестерней, после чего начинается передача мощности и, соответственно, движение ТС на выбранной скорости. Все синхронизаторы КПП устроены достаточно сложно, но алгоритм синхронизации длится милисекунды, поэтому многие неопытные водители даже не догадываются, какие сложные процессы происходят в коробке при каждой смене передачи. Детально разобраться в принципе работы КПП поможет видео:

Устранять или менять на новый

При возникновении любых затруднений со сменой передач, основная часть автолюбителей, которые немного знакомы с устройством и принципом работы КПП грешат именно на синхронизатор. Как правило, это оказывается верно, хотя предварительно следует все же исключить проблемы со сцеплением, которые так же часто вызывают перебои в работе МКПП, когда система начинает функционировать с определенным запозданием, заеданием и т. д.

описание коробки передач

Если проверка нарушений не выявила, самостоятельно заподозрить неисправность синхронизатора можно по следующим признакам:

  • шум, возникающий при смене скоростей, который ранее был нехарактерен, а идентификация невозможна, может говорить о искривлении блокирующего кольца или об изношенной его конической части;
  • при непроизвольном выключении передач, первое, о чем следует подумать, является износ шестерни либо проблемы с выключающей муфтой;
  • трудное включение любой передачи, для которого требуется совершать несколько попыток, прилагая большие усилия, практически гарантированно свидетельствует о пришедшем в негодность синхронизаторе.

Следует сразу оговориться, что ремонт синхронизатора КПП очень трудоемкий, и выполнить его самостоятельно практически нереально. Для этого требуется профессиональное оборудование, да и времени на ее придется потратить предостаточно. Куда более разумным шагом станет заменить износившийся узел на новый. Кроме того, стоит знать, что достаточно часто может наблюдаться выкрашивание зубьев шестерни – этой опасности подвержены приверженцы резких стартов с места, а также владельцы грузовых авто. Эксплуатация такой КПП недопустима.

Замена синхронизатора – разумно ли проводить ее самостоятельно

Любой автовладелец знает, что для того, чтобы провести какие-либо ремонтные работы с коробкой передач, ее необходимо предварительно демонтировать с автомобиля. Таким образом следует заранее быть готовым к тому, что придется потратить значительное количество времени и сил, а автомобиль окажется в это время в нерабочем состоянии. После успешного снятия коробки, она тщательно очищается от грязи.

снятия коробки передач

Потом снимается кронштейн троса сцепления, откручиваются четыре болта, фиксирующие заднюю крышку, и она убирается. Все работы следует проводить в чистом месте, что позволит избежать случайного попадания во внутренние полости коробки грязи. В дальнейшем следует освободить фиксирующий болт вилки, расположенный у пятой передачи, и сдвинуть муфту с самой вилкой. Следует обратить внимание на то, чтобы в это время зацеп муфты с шестерней не прекращался.

Затем потребуется задействовать 3-ю передачу, и убрать гайку, фиксирующую сам вал. Необходимо приготовится к тому, что усилий придется приложить много. Таким же образом освобождается от гайки и вторичный вал. Ведомая шестеренка 5-й передачи приподнимается, и снимается с самим синхронизатором. Процесс монтажа нового узла осуществляется в противоположной последовательности, но несмотря на кажущуюся простоту, расслабляться не следует, поскольку ошибки при замене могут обернуться большими трудностями и дорогостоящим ремонтом всей коробки.

убираем гайку

Как продлить срок службы коробки и синхронизатора

Поскольку самостоятельная замена синхронизатора в КПП весьма трудоемка, а профессиональная достаточно дорогая, во время эксплуатации автомобиля следует приложить все усилия, чтобы продлить срок службы коробки, и в частности избежать необходимости замены синхронизатора в КПП. Для этого совершенно не нужно выполнять особо сложные манипуляции, а достаточно следовать простым рекомендациям профессионалов:

  • избегать чрезмерно агрессивного стиля вождения, особенно резких стартов с места;
  • использовать исключительно качественные трансмиссионные масла, специально предназначенные для данного вида КПП и климатических условий;
  • своевременно проводить замену масла;
  • перед переключением передачи всегда полностью выжимать сцепление.

Стоит обратить внимание и на срок службы синхронизатора КПП, который установлен производителем – если он на исходе, лучше заблаговременно выбрать подходящее время и провести спокойную замену этого узла.

Отправить комментарий
Цитируемый комментарий:
Категории
Сколько стоит ваш автомобиль?