Содержание [скрыть]
Одной из составных частей механизма автомобильного гидропривода любого современного транспортного средства является рабочий цилиндр сцепления. В числе его задач – передвижение вилки, отключающей сцепление совместно с соответствующим подшипником (нажимным). Он же принимает основное усилие, поступающее к нему от главного цилиндра. О наличии этого малоприметного узла знает далеко не каждый автомобилист, не говоря уже о проведении периодической самостоятельной проверке.
Рабочий цилиндр сцепления играет огромную роль для всей системы сцепления, без которого невозможна передача усилия от работающего двигателя к первичному валу КПП. Именно он помогает водителю легко проводить кратковременное отключение передачи крутящего момента, что позволяет сменить передачу. Чтобы сделать подобное напрямую, потребовалось бы огромное усилие, применить которое человеку не под силу.
Простой, на первый взгляд, привод сцепления состоит из множества элементов, которые в нормальных условиях четко взаимодействуют друг с другом:
- педаль;
- цилиндры – главный и рабочий;
- вилка выключения;
- подшипника;
- трубопроводы.
Если какие-либо узлы этой сложной системы дают сбой, нормальный процесс переключения передач становится достаточно затруднительным, а в ряде случаев работа блокируется полностью.
Составные части рабочего цилиндра и как он работает
Расположен этот узел на картере сцепления. Он имеет стандартный корпус, внутри которого расположены его главные рабочие элементы – поршень, толкатель, мощная пружина, уплотнительные муфты и штуцер, служащий для отвода воздуха из полости самого цилиндра. Вне зависимости от марки транспортного средства или модели, конструкция узла практически не меняется, что позволяет, однажды изучив его конструкцию, свободно осуществлять замену рабочего цилиндра сцепления на любом автомобиле.
Процесс нормальной работы этого важного автомобильного узла практически незаметен для водителя, поэтому должного внимания ему не уделяется. И только тогда, когда система сцепления начинает давать сбои, автолюбитель начинает искать причину, которая часто кроется именно в рабочем цилиндре. К примеру, в один момент водитель может обнаружить пустой бачок для тормозной жидкости или внезапно ощутить провалившуюся педаль сцепления. Все эти неприятности ни в коем случае нельзя игнорировать – они требуют незамедлительного устранения.
Работает этот узел достаточно просто. При выжимании педали сцепления, шток рабочего цилиндра сцепления толкает поршень, перемещая его вперед. Это приводит к вытеснению рабочей жидкости в нагнетательный канал, и далее в полость самого цилиндра. В дальнейшем начинается перемещение толкателя, который смещает вилку, отключающую систему. Стоит отпустить педаль, как жидкость перемещается в обратном направлении, вновь активируя всю систему. За этот процесс отвечает обратный клапан, имеющийся внутри.
Диагностика рабочего цилиндра
Поскольку эксплуатация автомобиля, в котором неисправна система сцепления невозможна, грамотный автовладелец никогда не доведет до критической ситуации, осуществляя своевременную проверку, а при необходимости и ремонт рабочего цилиндра сцепления. Диагностика системы доступна для реализации собственными руками – достаточно проявлять к своему автомобилю элементарное внимание. Чтобы не оказаться в неподходящее время в крайне неприятном положении, когда потек рабочий цилиндр сцепления, имеет смысл ежедневно обращать внимание на такие признаки грозящей поломки:
- хруст шестеренок, появляющийся при попытке смены передачи, отдача в рычаг, сильная вибрация;
- невозможность до конца выжать педаль сцепления;
- нередко сцепление просто западает, что стопроцентно свидетельствует о скоплении воздуха, которого в норме быть не может;
- при визуальном осмотре корпуса рабочего цилиндра видны следы утечки жидкости, виной чему может стать изношенный шланг или трубка рабочего цилиндра сцепления;
- количество тормозной жидкости в бачке постоянно уменьшается, что требует периодического долива.
В случае присутствия хотя бы одной из этих причин, следует всерьез задуматься о срочном ремонте рабочего цилиндра, иначе может потребоваться его полная замена, что обойдется намного дороже. При этом многие автовладельцы часто поступают не совсем логично, предпочитая заменить цилиндр на новый при возникновении проблем с ним. Между тем, в большинстве случаев можно использовать ремкомплект рабочего цилиндра сцепления, а все работы выполнить самостоятельно. Некоторые практические советы даны на видео:
Рабочий цилиндр – когда его пора заменить на новый
Далеко не всегда рабочий цилиндр нуждается в полной замене – это скорее исключение. Подавляющее большинство неисправностей системы сцепления может быть устранено и менее радикальными способами. Поскольку наиболее частой проблемой, с которой приходится сталкиваться автолюбителям, является наличие воздуха в системе, о чем свидетельствует либо полный провал педали, либо слишком мягкий ее ход, то первое, что потребуется сделать – это прокачать гидропривод.
Выполняется эта процедура самостоятельно без посещения автосервиса. Готовится небольшая емкость, в которую наливается чистая тормозная жидкость, и резиновый шланг, диаметр которого соответствует размеру перепускного клапана. Далее шланг одевается на клапан, а его свободный конец опускается в емкость с жидкостью. Второй участник прокачки в это время нажимает педаль сцепления до тех пор, пока в емкость не перестанут выходить воздушные пузырьки – процедура может потребовать некоторого времени, но спешить не стоит.
После этого в бачок нужно долить чистой жидкости, в последний раз выжать сцепления и после этого можно смело закрывать клапан – воздуха в системе остаться не должно. Если правильно выполненная прокачка не принесла ощутимого эффекта, и перебои в работе системы не исчезают, оставлять «как есть» автомобиль нельзя, придется заняться самостоятельным ремонтом рабочего цилиндра, а при невозможности такого действия – заменить на новый. Чтобы выяснить причину неисправности, цилиндр придется демонтировать и разобрать.
Демонтаж рабочего цилиндра и монтаж нового
Для того, чтобы снять рабочий цилиндр особых навыков не потребуется, равно как и сложного специального инструмента. В первую очередь потребуется освободить оттяжной пружинный механизм, а потом снять шплинт, расположенный на конце толкателя. Он представляет собой прочную петлю из проволоки, которая предотвращает самооткручивание крепления в процессе эксплуатации – для извлечения потребуются стандартные плоскогубцы.
После этого рожковым ключом ослабляется крепление наконечника шланга в пробке самого цилиндра и раскручиваются болты, фиксирующие сам узел к картеру. Цилиндр рассоединяется со шлангом, и не теряя времени он одевается на новый узел – таким образом можно минимизировать потерю рабочей жидкости. Если затянуть с этим, основная ее часть просто вытечет наружу. После успешного завершения этих манипуляций, новый рабочий цилиндр устанавливается на место. Не следует забывать, что после замены придется заново прокачивать систему.
Возможен ли самостоятельный ремонт
При возникновении проблем с системой сцепления перед тем, как заменить рабочий цилиндр сцепления на новый, следует оценить возможность ремонта старого. К сожалению, путем визуального осмотра сделать это не получится – цилиндр все равно придется демонтировать и разбирать. Только после этого появится возможность тщательного осмотра внутренних частей, поиска и замены износившихся деталей. Соответственно, перед началом работ автолюбитель будет пребывать в относительном неведении того, что он увидит.
Под рукой необходимо иметь специальный ремкомплект, а также располагать достаточным количеством свободного времени. Стоит также быть готовым к тому, что после разборки рабочего цилиндра обнаружится неустранимый дефект, а весь узел все равно придется заменить. После демонтажа и полного разбора рабочего цилиндра все детали промываются и раскладываются в чистом светлом месте для осмотра. Торопиться не следует, поскольку можно пропустить малозаметный дефект, который повлияет на работоспособность этого узла.
При осмотре следует уделить особое внимание геометрии штока и зеркал. После определения годных деталей, все они тщательно промываются в тормозной жидкости, и только после этого можно приступать к процессу обратной сборки рабочего цилиндра. После сборки и установки отремонтированного узла на место, осуществляется его подключение и заполнение системы жидкостью. Соответственно, потребуется тщательная прокачка системы, не выполнив которой эффект от проведенных мероприятий будет неполным.