Содержание [скрыть]
Нужно ли прогревать двигатель зимой? Этот вопрос заставляет спорить водителей автомобилей разных марок и моделей. Одни говорят, что прогрев двигателя обязателен, особенно в холодное время года. Другие уверяют, что двигатель и так прогреется во время езды, потому не нужно тратить на бесполезное занятие время и топливо. Ко второму лагерю присоединились еще и экологи, которые кричат, что во время прогрева агрегата в атмосферу выбрасывается огромное множество токсичных веществ.
Так кого же все-таки слушать, и почему данный вопрос никак не могут решить, опираясь на сухие факты и реальный опыт? Во-первых, существует два фактора, которые не дают объективно ответить на вопрос, нужно ли прогревать двигатель зимой:
- детали двигателя изнашиваются постепенно, а значит – трудно связать отсутствие прогрева двигателя с его выходом из строя;
- каждый водитель имеет свою манеру езды, что тоже сказывается на сроке эксплуатации автомобиля.
Да еще и «специалисты», работающие в сервисных центрах все чаще говорят о том, что агрегат прогревать не надо, так как в этом нет никакой необходимости. Водители, естественно, и слушают и распространяют это мнение в кругу своего общения.
Но прежде, чем сделать какие-то выводы, следует разобраться в некоторых процессах, протекающих в любом агрегате, независимо от его типа и вида топлива.
Немного теории
Споры и субъективное мнение каждого водителя – это одно, а факты – другое. Именно их сейчас рассмотрим.
Физика
Цилиндро-поршневая система любого двигателя сделана из сплавов. Поршни – из более мягких сплавов алюминия. Цилиндры – из чугуна и твердых сплавов метала. При нагреве эти материалы расширяются, от чего происходит достаточное примыкание деталей друг к другу.
Это первая причина, по которой стоит прогревать двигателей. Многие спросят, почему бы двигателю не поработать при охлажденных деталях? Пусть, мол, поршни двигаются свободно внутри цилиндров, ничего страшного. Но все не так просто. Работа любого агрегата настроена таким образом, что зазор между поршнем и цилиндром был минимальным.
За счет такого устройства цилиндро-поршневой системы, после воспламенения топлива энергия практически не теряется. Детали двигателя не работают вхолостую, потому не так сильно изнашиваются. Как известно, двигатель испытывает наибольшие нагрузки именно с момента воспламенения топлива до момента нагрева деталей цилиндро-поршневой группы. Если в этот период автомобиль начнет свое движение, нагрузки на детали агрегата будут еще более значительными. Не удивительно, что их износ будет происходить быстрее.
Нагрев моторного масла
Независимо от того, какое моторное масло используется для смазки деталей агрегата, при низких температурах его вязкость повышается до максимума. Чем на улице холоднее, тем хуже оно смазывает комплектующие агрегата. При начале движения двигатель будет работать на «сухую». Трение их поверхностей увеличивается, износ, соответственно, ускоряется.
Об этом в спешке многие забывают, хотя каждый водитель знает про увеличение вязкости моторного масла при низких температурах. Тем не менее, вопрос о том, надо ли прогревать двигатель зимой, будет закрыт не скоро.
В этом можно наглядно убедиться, если у вас автомобиль с механической коробкой передач. Достаточно завести двигатель и сразу попытаться переключиться на первую передачу. Можно явно почувствовать, что сделать это достаточно сложно. И если то же самое проделать через пару минут после прогрева машины, трансмиссия легко будет переключена на первую скорость. Это происходит потому, что масло в первый момент запуска авто не может должным образом смазать все детали. Но если его достаточно прогреть, то все системы автомобиля будут функционировать так же легко, как и летом.
Нужно ли греть двигатель зимой
Неважно, двигатель работает на бензине или дизельном топливе, зимой его завести сложнее, чем летом. И если бензиновый мотор заводится быстро и при минусовой температуре, то какое-то время он все равно не может набрать нужное количество оборотов для нормального движения.
Если вам интересно, прогревать или не прогревать двигатель зимой, следует остановиться на вопросе, почему движок не может полноценно работать в первые минуты работы при низких температурах.
Дело в том, что при понижении температуры воздуха, содержание кислорода в нем повышается. Соответственно, беднеет горючая смесь, которая может воспламениться только при определенном уровне содержания кислорода в камере сгорания. Это еще одна причина, по которой зимой завести автомобиль сложнее. Потому на первых оборотах машина не может завестись просто физически, ведь топливо теряет свои изначальные характеристики.
До какой температуры нужно прогревать
А точнее, как долго надо прогревать двигатель зимой, и делать ли это летом. Чем дольше прогревается мотор, тем выше в нем температура, соответственно он легче будет работать.
Как только топливо воспламеняется в холодном движке, и он начинает свою работу, его обороты несколько интенсивнее, чем при нормальной работе, когда он полностью прогрелся. Начинать движение можно только когда спадают обороты. Стандартные 3-5 минут прогрева не всегда являются той нормой, к которой привыкло большинство водителей. Чем холоднее детали мотора, тем дольше его придется прогревать. Не забываем и о моторном масле, которое должно приобрести нужную консистенцию.
Итак, вот список, который поможет прогревать машину правильно в соответствии с разными температурными показателями:
- от +5 до 0 – на прогрев понадобиться около двух минут;
- от 0 до -10 – три-четыре минуты;
- от -10 до -20 – прогревать агрегат надо около пяти минут;
- до -30 – около 10 минут.
В противном случае детали цилиндро-поршневой группы и трансмиссии не будут получать достаточную смазку деталей, что приводит к повышенному износу данных систем.
Нужно ли прогревать инжекторный двигатель
С карбюраторными двигателями старого типа все понятно: их прогревать просто необходимо, и чем ниже температура воздуха на улице, тем дольше это нужно делать. Но как быть с инжекторными агрегатами? Многие водители полагают, что данный вид подачи топлива предполагает прогрев агрегата буквально с первых секунд. Но это не так. Ведь вне зависимости от того, как именно топливо поступает в камеру сгорания, процессы в системах авто происходят одинаково.
Кроме того, моторное масло точно так же нужно прогревать до определенной температуры, чтоб оно могло полноценно выполнять свои функции, то есть смазывать детали двигателя и трансмиссии. Трение деталей цилиндро-поршневой группы в инжекторном двигателе присутствует с первых секунд работы агрегата, а без смазки они будут подвержены повышенному износу.
Нужно ли прогревать дизель
Еще одна дилемма, не дающая покоя автомобилистам. Требует ли прогрева дизельный двигатель? Ответ кроется в принципе его работы. Он примерно такой же, как и в случае с бензиновым агрегатом. Несмотря на то, что свечи накаливания частично решают проблему нагнетания холодного воздуха, дизельное топливо при низких температурах меняет свою консистенцию на более густую.
Даже в том случае, если используется зимняя соляра, запуск мотора в холодное время года все равно проблематичен. Связано это с затрудненным распылением топлива форсунками. Потому автомобиль какое-то время нужно прогреть для того, чтоб соляра приобрела свою нормальную консистенцию.
Также следует учесть, что дизельному двигателю на прогрев потребуется больше времени, чем бензиновому в связи с более вязкой консистенцией топлива.
Надо ли прогревать турбодизель? Считается, что нужно, ведь вязкость масла для нормального вращения крыльчатки в турбине слишком большая. Но если автомобиль оснащен турбиной, значит производитель заботится и о средствах подогрева мотора. К тому же, масла для турбодизеля используются особенные, в результате как таковая необходимость в прогреве отпадает.
Устройства для прогрева
Паяльные лампы и электротены под картером – не самый эффективный и безопасный способ разогреть двигатель в холодное время года. Потому на рынке сегодня можно найти более современные методы, которые помогут решить проблему затрудненного запуска мотора. Их можно разделить на три группы:
- электрообогреватели;
- устройства для автоматического запуска;
- автономные подогреватели.
Электрообогреватели – самые простые и доступные средства, работа которых направлена на подогрев тосола в охладительной системе автомобиля. Работает прибор от бытовой розетки, для этого с собой придется иметь переноску и источник электропитания. Но двигатель будет с легкостью запускаться даже при самых низких температурах. Недостатки – установить прибор можно далеко не на каждый автомобиль, в основном – это машины отечественного производства.
Блок автозапуска представляет собой небольшой прибор с термодатчиком, который срабатывает при определенных температурах и автоматически запускает мотор. Есть и разновидность данных приборов, для которых предусмотрено программирование времени и интервала запуска. Работает система от дистанционного пульта и не требует подключения к электросети.
Автономные подогреватели срабатывают либо от пульта, либо от установленного в салоне таймера. Устройство представляет собой небольшую коробочку с небольшой камерой сгорания топлива и помпой для дополнительной циркуляции охлаждающей жидкости.
Выводы
Разогревать автомобиль при низких температурах нужно. Но не следует забывать о расходе топлива и выбросе токсичных веществ в атмосферу, которым сопровождается данный процесс. К примеру, в Европе такой прогрев машины практически запрещен. Оптимальное решение данной проблемы – установка подогревателя для двигателя автомобиля.
Видео о том, нужно ли прогревать двигатель: