Содержание [скрыть]
Рулевая тяга является основным элементом рулевого механизма автомобиля, от которого напрямую зависит точность выполнения поворотных манёвров. Надо ли говорить о важности его правильной работы! В отличие от других деталей автомобиля, поддающихся ремонту, неисправные рулевые тяги подлежат обязательной замене.
Самой распространённой причиной неисправности можно считать износ шаровых шарниров, служащих конечными элементами в этой конструкции. Проблема в том, что эти элементы достаточно хрупки, а устранение неисправности возможно лишь при полной замене наконечников рулевой тяги.
Как понять, что в рулевом управлении появились проблемы
Чтобы определить, в каких случаях может потребоваться замена тяги, нужно просто быть внимательным к своему автомобилю. Не забывайте о простых мерах безопасности. Заводя мотор, прислушайтесь, не появились ли посторонние шумы. Перед поездкой покрутите руль, чтобы убедиться, что он работает в прежнем режиме.
- Различные звуки, исходящие из рулевого механизма должны обязательно насторожить владельца авто. Именно они являются неотъемлемыми свидетелями поломки.
- Возникновение вибрации одного или обоих передних колёс – также верный признак неисправности.
- Заметным признаком поломки станут отклонения автомобиля от заданного направления. Просто попробуйте отпустить руль во время движения по прямой дороге. Если машину уводит в сторону, то причинами могут служить неправильно отрегулированные углы установки колёс или неисправность рулевых тяг.
- Если колёса слабо реагируют на повороты руля, а руль поворачивается с усилием, это также говорит о проблемах в рулевом управлении. Если, при этом вращение руля облегчается при повышении скорости, значит, пора всерьёз озаботиться причинами неисправности, и произвести необходимые мероприятия по их устранению.
Внимательный водитель не упустит из виду эти явные признаки, а своевременное устранение поломки обеспечит безопасность движения.
Диагностика неисправностей в рулевой тяге
Перед тем как заменить рулевую тягу, убедитесь, что проблема касается именно этой части автомобиля. Стук и плохая управляемость далеко не всегда становятся причиной неисправного механизма рулевого управления.
- Попросите помощника резко поворачивать руль из стороны в сторону, а сами тем временем внимательно понаблюдайте, как перемещаются наконечники вдоль оси. Если амплитуда превышает полтора миллиметра, необходимо предпринимать срочные меры. Если, при этом слышен стук, то замену нужно производить непременно;
- на ощупь определите, нет ли люфтов на шаровых шарнирах. При обнаружении проблем такого рода, необходимо срочно делать замену наконечников рулевых тяг;
- осмотрите защитные колпаки наконечника, они должны сохранять целостность. Любое повреждение приведёт механизм к неминуемой поломке. Изношенные чехлы подлежат обязательной замене;
- проверьте, насколько крепко затянуты гайки пальцев и регулировочных муфт. Следует регулярно проверять этот параметр и, при необходимости, устранять неполадки.
На видео подробнее процесс замены наконечника рулевой тяги:
Если оставить всё как есть
Следует понимать, что последствия езды с неисправными рулевыми тягами могут носить самый непоправимый характер:
- первая беда, которая может вас настичь, это полная потеря контроля над управлением во время поездки, особенно на большой скорости;
- если произойдёт неожиданный отрыв шарового шарнира, вывернется перпендикулярно колесо. На скоростной трассе колесо может вовсе оторваться. Несложно представить себе, чем угрожает обернуться такая поломка;
- если не контролировать стяжки регулировочных муфт, они могут разболтаться. При такой поломке – велика вероятность выпадения рулевых тяг.
Как видите, отнестись к процедуре замены нужно со всей долей ответственности.
С чего начинается замена рулевых тяг
Для того, чтобы произвести замену, совсем не обязательно платить специалистам автосалона. Несмотря на то, что дело это довольно хлопотное, сделать замену тяг своими силами не так уж и сложно.
Первое, на что нужно обратить внимание – это правильный выбор деталей. Имейте в виду, что каждой марке автомобиля соответствует собственный набор запчастей. Можно произвести непосредственно замену рулевых тяг или только наконечников. Однако, для большей надёжности, рекомендуется обновлять всю конструкцию.
Для начала работы вам понадобятся следующие инструменты:
- домкрат;
- страховочные козлы;
- гаечные ключи;
- плоскогубцы;
- отвёртки;
- специальный съёмник для замены тяг;
- молоток;
- монтировка;
- смазочные материалы.
Кроме того, правильная подготовка рабочего места значительно облегчит задачу. Лучше всего использовать помещение со смотровой ямой.
На видео – способы замены рулевых тяг:
Как заменить рулевую тягу
Производить замену лучше всего с обеих сторон, так как износ деталей будет примерно одинаковым, а оставленный без внимания элемент быстро выйдет из строя.
- Первым делом, необходимо зафиксировать автомобиль над смотровой ямой, обесточить его и заблокировать руль;
- при помощи домкрата, автомобиль устанавливается на козлы;
- все элементы, подвергающиеся замене, обрабатываются специальной смазкой для того, чтобы они лучше поддавались манипуляциям по замене;
- после снятия передних колёс можно приступать к непосредственной замене рулевой тяги;
- снимите гайку пальца наружного шарового шарнира;
- при помощи специального съёмника произведите выпрессовку пальца из поворотного рычага; Если инструмента нет, подключайте тяжёлую артиллерию: возьмите молоток и сделайте резкий удар по ушку поворотного рычага. Наносите удары вдоль оси рычага до тех пор, пока не удастся выбить палец;
- снимите гайку пальца внутреннего шарнира
- при помощи съёмника произведите выпрессовку пальца шарового шарнира из сошки рулевого механизма;
- отогните стопорную пластину и снимите тягу.
Замена наконечников рулевых тяг
- Чтобы отсоединить наконечник, ослабьте крепление, соединяющее его с муфтой;
- произведите замену пыльника. Для этого снимите уплотнительное кольцо, установите новую деталь и верните всё в исходное положение;
- установите наконечники на тягу.
После того как тяга будет собрана, можно начинать установку конструкции на автомобиль. При сборке руководствуйтесь вышеописанной схемой, производя действия в обратном порядке. Прежде, чем приступить к сборке, обработайте все детали специальной смазкой. Лучше всего для этой цели подойдёт WD-40. Эта жидкость вытесняет влагу и защищает важные детали от коррозии.
Чтобы при замене рулевой тяги не нарушить параметры развала-схождения колёс, измерьте расстояние между шаровыми шарнирами старой тяги. Ослабьте гайки регулировочной муфты новой тяги и примените замеры к новым деталям. Не забудьте после установки тяг как следует затянуть гайки.
Видео по замене рулевой тяги на RAV4:
Проверка
Проверить, правильно ли проделана работа, достаточно просто. Убедитесь, что устранены проблемы, выявленные при диагностике, а именно:
- поведение руля стало соответствовать нормам. Количество оборотов в разные стороны полностью выровнялось;
- при повороте руля не слышно никаких посторонних звуков, исчез стук, прекратились вибрации ведущих колёс.
Если после проверки остались какие-либо из перечисленных проблем, то следует искать причину неисправности в других деталях автомобиля, или провести дополнительную контрольную диагностику на СТО.
Когда все параметры соблюдены, то следующим этапом должна стать проверка развала-схождения, требуемая при любом вмешательстве в ходовую часть. Следует понимать, что неточности при установке колёс влияют не только на износ резины, но и способствуют преждевременному старению наконечников, на которые они устанавливаются.
Автомобиль – как человек. Иногда его просто нужно выслушать и обязательно прислушаться, он расскажет вам о том, что его тревожит. Освоив нелёгкую науку самостоятельного ремонта, лучше всего делать регулярную проверку. Внимательный водитель, который следит за состоянием своего автомобиля, обеспечивает безопасность себе, своим пассажирам и другим участникам движения.