Содержание [скрыть]
Моторное масло служит смазывающим веществом, которое оберегает детали двигателя от преждевременного выхода из строя и перегрева. Благодаря ему в значительной мере удаётся уменьшить трение во всех элементах мотора.
Тем не менее моторных масел существует огромное количество видов, и каждый имеет свои рекомендации к использованию. Неудивительно, что водителей интересуют особенности маркировки этого товара.
Один из самых важных параметров любого смазочно-топливного вещества — это его вязкость. Если температура повышается, данный параметр уменьшается. Действительно и обратное утверждение.
При малой вязкости масла давление внутри мотора уменьшается до катастрофической отметки. Из-за этого сильно увеличивается скорость износа всех деталей. Но и повышенная вязкость не принесёт вам никакой пользы.
Каждому водителю приходилось хоть раз сталкиваться с ситуацией, когда утром после сильного мороза двигатель не заводился. Это произошло по той причине, что из-за сгустившейся смазочно-топливной жидкости стартёр не мог провернуть лопасть.
Именно поэтому водители меняют летнее масло на зимнее. Так как второе имеет сравнительно более низкую вязкость, из-за чего не превращается в густую субстанцию, не дающую работать мотору.
Ещё один неприятный побочный эффект слишком вязкого масла — «масляное голодание». Оно возникает тогда, когда смазочно-топливная жидкость не сразу поступает к деталям двигателя. Чтобы это предотвратить, необходимо внимательно следить за маркировкой и выбирать именно тот товар, который идеально подойдёт для конкретного сезона.
Какими бывают моторные масла
Перед тем как перейти непосредственно к особенностям маркировки, необходимо разобраться, какие существуют виды масла. Одной из самых распространённых классификаций является типизация согласно химическому составу, таким образом, выделяют:
- Маркировка Fully Synthetic — данный тип моторного масла создан полностью на синтетической основе. Вещество добывается путём синтеза химических элементов. Главный плюс данного вида смазочного вещества — возможность задать конечной субстанции практически любые параметры. Количество присадок определяется на этапе создания. Подобное масло обеспечивает высокую защиту двигателя при минусовых температурах и высоких нагрузках.
- Маркировка Mineral — данное обозначение на упаковке позволяет сделать вывод, что масло сделано на натуральной основе. Оно обладает значительно более низкой ценой в сравнении с синтетическим аналогом. Тем не менее и эксплуатационные качества вещества во много раз ниже. Данное средство густеет на морозе и довольно быстро окисляется. Главный же недостаток кроется в невозможности выдерживать сверхвысокие температуры, жидкость просто вскипает.
- Маркировка Semi-Synthetic. Данное масло представляет собой лучшее соотношение между ценой и качеством. В основе лежит минеральная составляющая, но в вещество добавляется огромное количество всевозможных присадок, которые значительно повышают параметры смазочно-топливного вещества. Цена же средства на порядок ниже, чем у полностью синтетического аналога.
В некоторых случаях на канистрах нет маркировки, а точнее, обозначения (Synthetic/ Mineral/Semi). В таком случае масло по умолчанию считается минеральным. Многие водители меняют тип смазочно-топливного вещества после того, как узнают о более совершенной технологии. Тем не менее это не всегда оправдано. Дело в том, что некоторые типы двигателей рассчитаны исключительно под минеральное масло.
Результат использования масла с маркировкой Fully Synthetic на старых двигателях более чем плачевный. Сальники просто не могут обеспечить достаточный уровень герметизации. Из-за этого образовываются протечки.
Классификация масел согласно параметру вязкости
Выше уже было сказано, что для каждой поры года есть масло с определённой маркировкой. Тем не менее это далеко не вся информация, чтобы правильно использовать смазочно-топливные материалы необходимо знать свойства каждого вида:
- Зимнее — это масло действительно имеет небольшую вязкостью. Как результат двигатель может стабильно работать даже при минусовых температурах. Но как только уходят морозы, и наступает тёплое время года, всё кардинально меняется. Запчасти внутри мотора не получают надлежащего смазывания, и срок их эксплуатации катастрофически быстро уменьшается.
- Летнее масло рассчитано на использование при высоких температурах и имеет высокую вязкость. Но как только температура опускается ниже нуля, холодный пуск автомобиля становится невозможным.
- Всесезонные масла — уникальная технология, которая позволяет менять смазочно-топливной жидкости свою вязкость в чётко установленном диапазоне. Может использовать как зимой, так и летом.
Сейчас всесезонные масла практически вытеснили летние. Тем не менее по эксплуатационным качествам они значительно проигрывают зимним. При минусовых температурах.
Теперь рассмотрим особенности маркировки зимнего и летнего масла. К первому классу принадлежат смазочно-топливные материалы, имеющие такие обозначения: 0W—25W с шагом в 5 единиц. Ко второму классу причисляют масла со следующим обозначением 20—60, шаг в 10 ед.
Как вы уже догадались, в маркировке всесезонного масла эти два обозначения объединяются. Возьмём, в качестве примера маркировку 10w-40. Она говорит, что данную смазочно-топливную жидкость можно использовать как при минусовых, так и при плюсовых температурах, подробности на рисунке.
Эксплуатационные свойства масел и их маркировка
Безусловно, несколькими типами ассортимент современных смазочно-топливных веществ не исчерпывается. Дело в том, что масла могут иметь множество дополнительных качеств, которые в большой мере определяются добавляемыми присадками.
Сейчас маркировка масел во многом зависит от таких дополнительных эффектов:
- коррозийная активность,
- антиокислительные свойства,
- противоизносная защита.
Конечно же, при желании ещё можно выделить с десяток эффектов, но именно описанные выше, играют огромную роль при выборе масла. Неудивительно, что они нуждаются в некоторой маркировке.
Всё чаще в последнее время при маркировке масел указывается такой параметр, как энергосберегающие свойства. Дело в том что несмотря на временное падение цен на бензин в мире, тренд к экономии до сих пор сохраняется. Поэтому даже несколько десятых литра могут определить выбор масла.
Международная система сертификации и её маркировка
Казалось бы, что всё просто и понятно. Но так получается только на словах. В действительности существует множество дополнительных нюансов в маркировке масла, которые нужно учесть. Первое на что нужно обратить внимание — это сертификационные организации, которые в процессе исследований подтвердили надёжность данного продукта.
Общество автомобильных экспертов США или сокращённо SAE
Выше уже был приведён пример маркировки масла данной организацией (10w-40). Сейчас же будет дана более подробная классификация с расшифровкой и пояснениями. Буква w в маркировке обозначает зимний класс, то есть winter, через дефис пишется летний классификатор.
Чем меньше цифры, тем меньше вязкость субстанции. Смазочно-топливные вещества, имеющие меньшую густоту, экономят порядка 2 процентов топлива. Густое масло лучше подходит для старых двигателей, так как обеспечивает более надёжную смазку при высоких температурах.
Самые распространённые на рынке товары имеют маркировку 5W-30 и 5W-40. Они подходят практически для любых типов двигателей. Если вы собираетесь эксплуатировать машину при температурах ниже 40 градусов, маркировка смазочно-топливного вещества должна быть 0w-20 или 0w-30.
Производители смазочных материалов для автомобилей стараются максимально учитывать потребности своих клиентов. Именно поэтому для старых движков выпускаются специальные средства с маркировкой 15w-40.
API
Данная маркировка обозначает область применения, которая регламентируется типом двигателя, есть два варианта: S — бензин, C — дизель. Вторая буква указывает на год выпуска, условия работы, с турбиной аппарат или без.
ACEA
Европейская ассоциация автовладельцев использует именно эту маркировку. Во многом требования ACEA к качеству смазочно-топливных средств сходятся с системой классификации API. Однако они являются куда более жёсткими в ряде параметров.
Бензиновые и дизельные двигатели обозначаются буквами A и B. Потом идёт цифра, чем она больше, тем выше качество. Причём для каждого класса есть определённый набор категорий, в которые входит несколько классификаторов.
ILSAC
Эта маркировка была разработана в Японии ассоциацией JAMA и ААМА (американский аналог ассоциации). Она содержит всего три класса:
- GF-1,
- GF-2,
- GF-3.
Действие классификации распространяется только на бензиновые двигатели легковых автомобилей. Главная особенность каждого из этих классов — использование энергосберегающих технологий.
Итоги
Как видите, существует множество видов маркировки моторного масла для двигателя. Тем не менее у всех вышеописанных систем классификации есть одна общая черта — они имеют международный статус. К тому же многие нормы пересекаются. Поэтому существуют практически идентичные классы.