Содержание [скрыть]
Вопрос куда уходит антифриз если не протекает нигде – один из самых часто задаваемых, особенно с наступлением холодов. Если подобная ситуация наблюдается исключительно зимой, то волноваться практически не о чем, поскольку, скорее всего, это связано с простыми физическими реакциями, когда объем любой жидкости естественным образом уменьшается. Переживать в этой ситуации не стоит, имеет смысл лишь периодически контролировать уровень антифриза в расширительном бачке.
Но достаточно часто встречается и другая ситуация, без видимых причин уходит антифриз из расширительного бачка, хотя повреждений патрубков и крышки нет, а при стоянке автомобиля традиционных луж под ним не остается. Потерю охлаждающей жидкости можно заметить не только по ее уровню в расширительном бачке, хотя это наиболее очевидный и заметный признак. Признаками того, что уходит антифриз служат неработающая печка, запотевание лобового стекла и скопление влаги под передними ковриками, быстрый перегрев двигателя или затрудненный набор его температуры до рабочих значений.
В том случае, если уходит антифриз, причины можно попробовать выяснить самостоятельно, выполнив проверку автомобиля примерно в таком порядке:
- непосредственно сам расширительный бачок и его крышка;
- радиатор двигателя;
- радиатор отопителя;
- корпус термостата;
- все места соединений и патрубки;
- помпа (насос системы охлаждения).
Как правило, такая проверка, выполненная с достаточным вниманием, позволяет определить куда уходит антифриз, и самостоятельно устранить данную проблему.
На видео можно более подробно с этим ознакомиться:
Тщательная проверка автомобиля – путь решения проблемы
Как правило, чтобы понять куда уходит антифриз из расширительного бачка, достаточно с максимальной тщательностью осмотреть двигатель.
Одной из частых причин, почему уходит антифриз из расширительного бачка является нарушение герметичности узлов в системе охлаждения, и в частности, достаточно «проблемным» является радиатор. Одной из распространенных проблем является банальный пробой корпуса радиатора, к примеру, после попадания камня. В некоторых радиаторах можно встретить сильно изношенные пластины, на которые оказывает свое негативное воздействие этиленгликоль, являющийся составным элементом тосолов. На некоторых автомобилях радиаторы укомплектованы пластиковыми бачками, которые в процессе длительной эксплуатации начинают трескаться, что и приводит к потере жидкости.
В том случае, когда утечка антифриза происходит по вине радиатора отопителя - это становится очевидно практически сразу, поскольку в салоне мгновенно появляется неприятный запах от которого невозможно избавиться, а под панелью приборов часто растекается липкое пятно. Принимать меры в этом случае необходимо без малейшего промедления, поскольку пары антифриза очень токсичны для человека. В ситуации, когда антифриз уходит в масло виновата помпа. Точнее ее изношенный сальник. Визуально определить это поможет лишь тщательный осмотр – если внизу двигателя имеются влажные участки, почти гарантированно можно сказать, что причина именно в помпе.
Частой причиной утечки антифриза является нарушение герметичности термостата, и в большинстве случаев виной тому износ прокладок. Самостоятельная диагностика этого узла не отличается сложностью. Для определения циркуляции охлаждающей по обоим кругам достаточно потрогать шланги (патрубки). В нормально функционирующей системе охлаждения термостат остается закрыт до тех пор, пока антифриз не нагреется до заданных параметров.
В это время радиатор и шланг имеют температуру ниже самого термостата. С повышением температуры клапан приоткрывается, и горячая жидкость начинает переходить в радиатор, вызывая его постепенный нагрев (больше в верхней части). При достижении стрелки указателя температуры красной зоны, обязан сработать вентилятор. Таков алгоритм работы исправной системы охлаждения.
Прорыв шлангов и поврежденный патрубок – проблема, требующая быстрого устранения
Для старых автомобилей, с пробегом не одну сотню тысяч, проблемой, почему уходит антифриз, наиболее часто становятся изношенные шланги. С течением времени они теряют свою эластичность, растрескиваются и перестают выдерживать постоянное давление. Его крепление в месте соединения также теряет прочность и ослабевает, что может приводить к подтеканию антифриза.
Выяснить что шланги стали причиной того, почему быстро уходит антифриз несложно. Достаточно внимательного осмотра. Если явное повреждение хорошо заметно, то чтобы определить небольшие дефекты необходимо предварительно тщательно потереть все шланги сухой ветошью, и погонять двигатель на холостых оборотах. После этого места утечки охлаждающей жидкости становятся хорошо различимы.
В ряде случаев приходится проводить операцию по замене изношенных патрубков. При выполнении этой процедуры самостоятельно следует соблюдать определенные рекомендации:
- двигатель автомобиля должен полностью остыть;
- для слива антифриза лучше использовать чистую емкость, поскольку он допускает многократное использование и может быть залит обратно в систему;
- для облегчения откручивания хомутов можно смазать их небольшим количеством жидкого масла или иным средством (к примеру, WD-40);
- после ослабления хомутов, патрубок аккуратно снимается с горловины, помня о том, что практически все горловины достаточно хрупкие и легко повреждаются;
- прежде чем надевать новый патрубок, на него одеваются хомуты;
- если при натягивании нового патрубка возникают затруднения, не следует использовать какие-либо химические средства, допустимо лишь подержать патрубок в горячей воде;
- крепко затягиваются хомуты.
Антифриз и двигатель – комбинация недопустима
В ряде случаев наблюдается утечка антифриза в двигатель – это становится следствием повреждения прокладки головки блока цилиндров. Достаточно часто с такой ситуацией сталкиваются владельцы авто с пробегом более 100 тысяч км. Пробой прокладки возникает из-за достаточно выраженных температурных и компрессионных колебаний. В наибольшей степени подвержены повреждению прокладки, выполненные из паронита, а наиболее распространенной причиной такого явления становится перегрев двигателя. Самостоятельно определить, что антифриз уходит в двигатель можно по ряду признаков:
- используемый антифриз может "выдавливаться" из расширительного бачка, что говорит о проникновении газов через дефект прокладки в рубашку охлаждения и создании в ней чрезмерного давления;
- если антифриз уходит в выхлопную трубу понять это легко по белому дыму и сладкому запаху из глушителя;
- в случае, когда антифриз проникает в картер, быстро перемешиваясь в нем с залитым маслом, образуется эмульсия светлого цвета, а уровень масла увеличивается, что хорошо заметно на контрольном щупе;
- антифриз может стекать по блоку при неплотном прилегании прокладки к блоку двигателя;
- может отмечаться беловатый налет на крышке масло-заливной горловины.
При малейшем подозрении на утечку антифриза должна проводится опрессовка системы охлаждения. Достаточно важным является периодическая проверка уровня антифриза – это важно делать не менее одного раза в месяц, не дожидаясь пока его нехватка негативно отразится на двигателе.
В ряде случаев может отмечаться и такая ситуация, когда нормальное давление держит антифриз, но жидкость уходит. Определить причину подобного «поведения» авто достаточно непросто, поскольку луж под машиной, как правило, не будет, а охлаждающая жидкость будет уходить лишь при движении автомобиля, когда в системе образуется повышенное давление. Вообще же, при обнаружении утечки охлаждающей жидкости из системы, особенно, если самостоятельно обнаружить место утечки затруднительно, следует незамедлительно отогнать автомобиль на сервис. Не стоит думать, что простым доливанием антифриза можно решить проблему его потери. Последствия утечки, особенно, если антифриз попадает в двигатель, могут быть достаточно плачевными. К примеру, попадание охлаждающей жидкости в цилиндры вызывает интенсивное окисление клапанов, что может привести к тому, что их просто зажмет.
Несмотря на то, что замена/долив антифриза не отличаются своей сложностью, стоит помнить о некоторых моментах, соблюдение которых необходимо. Так, не рекомендуется заливать в систему чистый антифриз – его необходимо предварительно разбавить чистой дистиллированной водой. Нельзя заливать охлаждающую жидкость в горячий двигатель, необходимо дать ему полностью остынуть.