Содержание [скрыть]
Любое современное транспортное средство, благодаря многочисленным электронным приборам, установленным в ней, является «потребителем» огромного количества электричества. При этом, общая длина электропроводки может достигать сотен метров. Достаточно частой проблемой для автомобилистов становится утечка тока в машине, которая может приводить не только к физическому дискомфорту водителя и пассажира (машина «бьется» током), но и более серьезным последствиям, к примеру, невозможности завести двигатель после длительно простоя автомобиля. В том случае, если в машине установлен новый аккумулятор, но она все же не заводится, это практически на 100% говорит о том, что имеется утечка тока. Исключением можно считать быструю разрядку аккумулятора в результате собственной забывчивости, когда остаются работающими фары, магнитола и т. п.
Утечка тока в автомобиле – причины обширны, последствия непредсказуемы
Быстро и определенно ответить на вопрос как проверить утечку тока на авто непросто, поскольку причин может быть достаточно много, среди которых, наиболее распространены такие, как:
- неправильное подключение электроники, которая не входит в штатную комплектацию;
- установка мощной акустики;
- использование вместо стандартных предохранителей «жучков» (как временная мера, к примеру, в дороге);
- сильно загрязненные цепи;
- старая, изношенная и протертая изоляция проводки, которая становится не только причиной утечки, но и короткого замыкания.
Среди последствий постоянной утечки тока в автомобиле можно назвать не только быструю разрядку аккумуляторной батареи, серьезно усложняющую жизнь автомобилисту, особенно в холодное время года. Короткие замыкания, которые часто сопровождают утечку тока могут выводить из строя чувствительную и дорогостоящую электронику транспортного средства. Особенно неприятными последствиями может оборачиваться короткое замыкание в бортовом компьютере, отвечающем за корректную работу всей системы управления автомобиля и в частности, активные/пассивные системы безопасности. Кроме того, короткие замыкание – это одна из наиболее частых причин возгорания транспортного средства.
Проверить авто на утечку тока можно и самостоятельно
Начиная самостоятельную проверку автомобиля на предмет утечки тока, первоочередное внимание следует уделить электропроводке тех приборов, которые были установлены самостоятельно. Это связано с тем, что штатная проводка хорошо защищена, расположена вдали от источников нагрева, трения и проблемы с ней, как правило, возникают лишь после механических повреждений (например, ДТП). Самодельная проводка часто укладывается в «неправильных» местах (слишком близко к блоку двигателя, в месте, где они подвергаются нагреву или трению при движении авто), что и является частой причиной утечки или замыкания.
На вопрос как найти утечку тока в машине мультиметром, достаточно подробно и наглядно отвечает данный видеоролик:
Перед началом работы следует переключить прибор в режим амперметра и подключить через него массу. Для этого необходимо снять с минусовой клеммы провод, и подключить к ней один из контактов амперметра. Второй провод замыкается на оставшийся контакт прибора. В результате этого, амперметр «высветит» количество тока, постоянно передаваемого в бортовую электрическую сеть. В норме этот показатель не превышает 0,05 ампер. Если он выше, это означает, что имеется утечка тока.
При тестировании, дверцы машины должны быть закрыты, а окна открыты. Амперметр позволяет точно «сказать», как найти утечку тока в машине. Наиболее простым и оперативным способом, с которого рекомендуется начать – проверка предохранителей. При включенном амперметре необходимо поочередно извлекать предохранители, отключая, тем самым, различные цепи электросети. Определить цепь, являющуюся виновником утечки можно по такому признаку, как падение показаний амперметра при извлечении из нее предохранителя. После проверки каждой из цепей, предохранитель необходимо сразу же возвращать на свое место – это не позволит их перепутать (они имею разное номинальное значение) и «сжечь» при запуске двигателя.
Если проверка предохранителей не помогла
Если проверить на утечку тока в машине при помощи предохранителей не удалось, следует обратить внимание на те узлы, которые ими не защищены. В любом транспортном средстве их три – стартер, система зажигания и генератор. Для их проверки необходимо добраться до их проводов, что не так легко сделать, поэтому можно пойти более простым путем – провести проверку всего электрического оборудования, установленного самостоятельно или даже в сервисах. Прежде всего, проверке подлежит магнитола и система сигнализации.
После того, как самостоятельная проверка закончена, необходимо отсоединить тестер, установить все отсоединенные провода и подзарядить аккумулятор (при необходимости). Если причиной утечки тока в автомобиле является магнитола, скорее всего она была неправильно подключена изначально. Можно попробовать отключить ее, проверить все электрические кабели на предмет потертостей и нарушения изоляции, при необходимости осуществить их замену, и осуществить подключение заново, но в точном соответствии с инструкцией. Как правило, этого оказывается вполне достаточно. При возникновении затруднений, доверить процедуру устранения неполадки лучше всего специалисту.
Не стоит забывать и о том, что причиной постоянной утечки тока из авто могут становиться лампы подсветки бардачка, дверей, капота или багажника. Причиной того, что лампочки не отключаются может стать изношенность/ослабление замков, удерживающих дверцы в закрытом положении и не до конца замыкающие концевики ламп. Чем сложнее автомобиль, тем больше таких мест в нем можно обнаружить, поэтому при самостоятельной проверке недопустима спешка и невнимательность. Таким образом, ответ на вопрос как померить ток утечки на авто не может быть однозначным, поскольку каждое транспортное средство имеет достаточно сложную электрическую систему, разобраться в которой, порой самостоятельно невозможно.
Самостоятельная проверка собственного автомобиля на предмет утечки тока должна осуществляться, по возможности, регулярно, особенно при наличии большого количества нештатной электроники. В том случае, когда машина используется ежедневно, утечку тока можно не заметить, поскольку аккумулятор своевременно подзаряжается, но достаточно поставить авто «на прикол», как проблема мгновенно даст о себе знать. Желательно сделать данную процедуру обязательной и перед зимним сезоном, что позволит избежать проблем с запуском двигателя в морозы, на котором способность аккумулятора к поддержанию нормального заряда и без того снижается.