Содержание [скрыть]
Двигатель современного авто состоит из множества деталей, которые работают как единый часовой механизм. Однако, чтобы они пришли в движение, нужен некий толчок. Эту работу выполняет стартёр.
Бензин воспламеняется в цилиндрах, и авто приходит в движение. Обычно энергией систему обеспечивает генератор. Но когда машина стоит, эта ответственная миссия ложится на аккумулятор.
В аккумуляторе в результате химической реакции образуется электрический ток, необходимый для нормального функционирования авто. Он питает энергией бортовую сеть и обеспечивает работу кондиционера, подогрева сидений, музыкальной системы и так далее.
Что такое гелевый аккумулятор
Гелевые аккумуляторы для авто впервые начали использоваться в эру освоения космоса. Им нет равных в стойкости к полной разрядке. Они долговечны и износостойки. Полную герметичность конструкции гарантирует гель. Любое выделение газа проходит в его порах. Он был создан благодаря внедрению в состав серной кислоты двуокиси кремния.
Несмотря на все эти преимущества — гелевые аккумуляторы для авто не получили широкого распространения. Связан данный парадокс с отсутствием в то время достаточно мощного электрооборудования, способного обеспечить пусковой ток нужной мощности в холодную пору.
Технология производства, процесс работы, особенности конструкции
Чтобы лучше понять, что такое гелевый аккумулятор для авто, рассмотрим процесс его создания:
- Электролит в виде геля заливается в аккумулятор.
- Происходит постепенная усадка.
- В пасте появляются поры и трещины.
Гелевый аккумулятор для авто работает благодаря рекомбинации. В конечной стадии зарядки на положительных пластинах возникает кислород. Через поры он попадает на отрицательные пластины. Электроны превращаются в ионы, которые взаимодействуют с протонами типа H+. Конечный итог химической реакции — вода.
Процесс носит полностью замкнутый характер. Из-за этого в гелевые аккумуляторы для авто не нужно доливать жидкость. Батареи имеют специальные клапаны. Они открываются в случае возникновения избыточного давления.
Все конструкции гелевых аккумуляторов похожи между собой. Конечно, каждая компания пытается внедрить собственные технологии, повышающие характеристики устройств, но всё же общая структура аппаратов, предназначенных для авто, состоит из таких элементов:
- Корпус из ударопрочного и тугоплавкого металла.
- Решётки, изготовляющиеся из свинца.
- Положительные электроды панцирного типа.
- Отрицательные электроды намазного типа.
- Полюсный вывод.
- Микроскопический сепаратор с внутренней рекомбинацией газа.
- Раствор серной кислоты в виде геля.
В зависимости от внутренних конфигураций определяются такие параметры гелевого аккумулятора, как срок эксплуатации, диапазон переносимых температур и так далее.
Плюсы
Эти устройства возникли гораздо позже своих кислотных аналогов и имеют некоторые неоспоримые преимущества, среди которых:
- высокий КПД;
- низкое внутреннее сопротивление в батареи;
- возможность работы в любом положении;
- большой срок службы;
- высококачественные материалы конструкции.
Также гелевые батареи для авто в отличие не выделяют при зарядке кислотных газов. А значит, являются абсолютно безопасными для экологии. Мало того, даже при повреждении корпуса, гель не вытечет наружу.
Основным достоинством технологии GEL является её полная самодостаточность. После установки устройства на авто больше не нужно думать о дозаправке или уровне кислоты.
Минусы
Несмотря на очевидные преимущества, технология имеет свои недостатки:
- непереносимость сильных морозов;
- высокая стоимость;
- повышенная чувствительность к высоким токам.
Во время зарядки подача тока должна быть стабильной, иначе главный накопитель расплавится.
Как зарядить
Данные устройства являются полностью самодостаточными. Тем не менее неправильная эксплуатация или долгий простой могут привести к испарению электролита и потере заряда. Чтобы понять, стоит ли проводить зарядку гелевого аккумулятора своими руками, снимите батарею и проверьте остаточное напряжение, показатель должен быть не ниже 9 В. Процесс зарядки состоит из таких этапов:
- Откройте заглушку на верхней крышке или подденьте пластину.
- Снимите пробки и залейте внутрь дистиллированную воду при помощи шприца. В итоге контейнер должен быть полностью заполнен. Лучше всего использовать шприц объёмом в 2 мл.
- Дайте воде отстояться. Обычно этот процесс занимает около 2—3 часов. Если жидкость осела — долейте ещё. Повторите процедуру столько, сколько понадобится.
- Подключите батарею к зарядному устройству. Величина тока 1 к 10. Пример: емкость гелевого аккумулятора для авто 9 А/ч, заряд соответственно — 0,9.
Когда напряжение достигнет 12,5—13,3 В, устройство будет полностью заряжено. Во время зарядки гелевого аккумулятора для авто внимательно следите за величиной заряда. Небольшое превышение может испортить деталь.
Как зарядить гелевый аккумулятор на скутере
Довольно часто подобные устройства устанавливают именно на скутеры. Это связано с практичностью и удобством. Тем не менее недосмотр приводит к разрядке. Процесс зарядки не очень сложный. Всё можно сделать своими руками:
- Купите зарядное устройство для герметичных свинцовых гелевых аккумуляторов с возможностью регулировки силы тока.
- Выключите скутер.
- Поставьте зарядку на 10 процентов от аналогичного показателя детали (параметры написаны на корпусе).
Обычно зарядка занимает около 10—12 часов. Чтобы не допускать подобной ситуации нужно почаще пользоваться мультиметром. Он помогает определить размер заряда.
Восстановление гелевых аккумуляторов
После продолжительно простоя владельцы авто задаются вопросом, как восстановить гелевый аккумулятор? Обычно они пытаются его зарядить, когда же ничего не получается, приходит черёд восстановления.
Поначалу процесс восстановления напоминает обычную зарядку. Вы срываете наклеенную верхнюю крышку и удаляете колпачки-клапаны. Дальше доливаете воды, покрывая поверхность пластин. Лишняя жидкость удаляется шприцом.
Верните все колпачки-клапаны на место и накройте их крышкой. Сверху положите какой-нибудь груз. При подключении к зарядному устройству напряжение должно быть не меньше 15 В. Главное отличие от обычной зарядки — срок. Чтобы восстановить вышедшую из строя деталь понадобится как минимум 15—20 часов.
Если вы видите, что батарея не потребляет ток, значит, для дальнейшего восстановления гелевого аккумулятора для авто понадобится увеличить напряжение до 20 В.
Напряжение в 20 В — намного превышает рекомендуемый показатель. Неконтролируемая подача может привести не только к порче детали, но и к пожароопасной ситуации.
Чтобы раскачать аппарат, дайте батарее для авто зарядиться, а потом разрядите её. Делайте это поочередно. В первый цикл рекомендуемое напряжение — 30 В, в последний 14. Для разрядки используйте лампочку на 5—10 В. Напряжение на батареи не должно упасть ниже 10,5 В.
Только что были описаны наиболее эффективные методики, отвечающие на вопрос, как правильно заряжать гелевый аккумулятор в процессе восстановления?
Ремонт гелевых аккумуляторов
Если причиной порчи гелевого автомобильного аккумулятора стало высокое напряжение — без ремонта не обойтись. Всё дело в том, что внутри устройства гелевый электролит начинает пузыриться и отставать от пластин. В итоге всё что может сделать владелец — это провести ремонтные работы.
К сожалению, химический состав геля запатентован, и его полная структура не разглашается. Тем не менее есть одна хитрость. Необходимо поместить деталь авто в вакуумную камеру и долить несколько капель жидкого электролита.
После того как давление нормализуется электролит заполнит все пустоты и можно будет попробовать провести зарядку. Как заряжать гелевый аккумулятор вы уже знаете.
Естественно, покупка вакуумной камеры весьма дорогостоящее удовольствие. Именно поэтому при возникновении подобной поломки лучше обратиться в высококвалифицированный центр.
Технические характеристики гелевых аккумуляторов
Гелевые аккумуляторы могут иметь разные технические характеристики в зависимости от модификации, предназначения и компании производителя. Тем не менее можно вывести эталонные параметры, опираясь на требования отечественных владельцев авто:
- Диапазон рабочих температур от -50 до +60.
- Климатическое исполнение У, вторая категория размещения.
- Срок службы 8—10 лет.
- Ёмкость от 12 до 200 и выше Ач.
Устройства должны соответствовать ГОСТам 15150 и 15543.1. Существует две основных технологии создания аппаратов подобного класса AGM и GEL. Особого внимания заслуживают гелевые тяговые аккумуляторы, которые отвечают стандарту EN 60254-2. Их уровень заряда никогда не должен опускаться ниже 20%.
Итоги
Эта статья приведёнными фактами и цифрами точно отвечает на вопрос, какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный? Современные технологии позволяют создавать устройства, которые требуют минимум ухода, отличаются высокой надёжностью и длительным сроком эксплуатации. Выбор для авто с хорошей электроникой очевиден.