Средняя полоса России отличается уникальным климатом. Можно сказать, что это единственное место на Земле, где в зимние морозы, когда температура опускается ниже 30 градусов, сохраняется очень высокая влажность воздуха — до 60%. Благодаря этому русская зима считается самой красивой в мире. Но между тем, русская зима вполне может вывести из строя любое транспортное средство, особенно если автовладелец о нём совершенно не заботится. Больше всего зимой страдают дизельные автомобили.
Автовладельцы Крайнего Севера и Сибири накопили огромный опыт по эксплуатации дизельных двигателей в суровых условиях русской зимы. Некоторые жители этих экстремальных мест и вовсе не заглушают моторы своих машин ночью или помещают змеевики в топливные баки, чтобы по ним постоянно циркулировала горячая вода, а иногда даже выхлопные газы. Однако такие меры принимают лишь в самых безвыходных ситуациях. По большей части рекомендации по эксплуатации дизельных двигателей в зимнее время вполне простые и выполнимые. Главное, выполнять всё, ориентируясь на советы профессионалов и автопроизводителей. В соответствующем разделе нашего сайта вы сможете найти статью про обслуживание моторного отсека.
Почему в нашей стране так много автомобилистов выбирают дизельные двигатели? Для этого существуют более чем обоснованные причины:
- Во-первых, дизельные выхлопы не содержат угарного газа
- Во-вторых, дизель в отличие от бензина не так легко воспламеняется, что обеспечивает дополнительную безопасность автомобиля
- В-третьих, дизельный двигатель лучше подходит для влажной среды
- В-четвёртых, дизели отличаются большей тягой на низких оборотах, а это очень важно, если речь идёт об условиях бездорожья
- В-пятых, у дизельных двигателей меньший расход горючего при большем запасе хода
Если учесть всё вышеперечисленное, трудно не согласиться с тем, что дизель — это хорошо. Однако это лишь до тех пор, пока не наступят сильные зимние морозы. В зимнее время дизельные автомобили нередко приносят своим владельцем настоящую головную боль. А всё из-за солярки, которая не слишком хорошо переносит холода.
Когда парафин становится проблемой
Парафин является одной из составляющих топлива для дизельных двигателей. Он не даёт о себе знать до тех пор, пока температура не опустится ниже нуля. Когда начинаются первые морозы, солярка становится мутной, её заполняют парафиновые «нити», которые на морозе густеют и забивают топливные фильтры. Именно по этой причине топливо разделяется на арктическое, зимнее и летнее. Для каждого из них предусмотрена своя температура помутнения (–35°С, –25°С, –5°С соответственно).
Единственным способом уменьшить вред от парафина является добавление в топливо специальных депрессорных присадок. В крайних случаях, дизель можно разбавлять обычным керосином в соотношении 15 % керосина и 85% солярки. А в совсем безнадёжных ситуациях дизельный автомобиль можно заправить бензином, разумеется, разбавив его соляркой, однако при этом в несколько раз увеличится риск поломки автомобиля.
Важно помнить о том, что любая присадка должна заливаться в бак хорошо прогретой машины, иначе все попытки реанимировать загустевшее топливо будут заведомо бесполезными.
Ни один известный автопроизводитель не рекомендует использовать присадки, которые называют «антигелями». Более того, они вообще строго запрещены к использованию. Главное средство борьбы, которое не приведёт автомобиль к преждевременной поломке — это качественное дизельное топливо Euro-4, соответствующее сезону. Однако всем нам прекрасно известно, каким именно топливом нас снабжают наши заправщики. Другими словами, у нас в стране просто нет качественной солярки, но если даже её найти, чтобы заправлять автомобиль, это будет всё равно, что заправлять соусом "White Truffle Marinara" отечественные макароны.
В том случае, если вы твёрдо решили «присадить» топливо в баке при помощи депрессорной «подливой», то выбирайте лишь те «антигели, которые производят достаточно известные фирмы, например Total, BP, Wynn’s, Shell и некоторые другие.
Критичным при эксплуатации дизельного двигателя называть можно переходный период. В то время, когда осень уже сдаёт свои позиции зиме, на автозаправках всё ещё продолжают продавать летнюю солярку. Вечером вы можете спокойно заправить автомобиль, а на следующее утро обнаружить, что топливо загустело от мороза. Если это действительно произошло, необходимо будет вызвать эвакуатор, чтобы перевезти автомобиль в такое место, где солярка сможет отогреться.
Исправность пусковых свечей – залог успешной зимовки
Нередко случается так, что холодный автомобиль совершенно не хочет заводиться утром. Прежде, чем запустится дизельный двигатель, нужно нагреть пусковые свечи. Температуру воздуха, а также продолжительность работы свечей корректирует и контролирует электроника. Стартер можно запускать лишь после того, как погаснет индикатор свечей на приборной панели. В том случае, если на улице царит очень сильный мороз, лучше будет запустить вручную при помощи ключа зажигания несколько циклов прогрева. Это даст гарантию того, что автомобиль заведётся. В соответствующем разделе нашего сайта вы сможете найти статью про доработку системы отопления.
Однако этот способ работает только на старых автомобилях, где электроника представлена минимальным набором функций. Что касается современных моделей, то здесь электроника самостоятельно решает, когда нужно включать стартер — то есть сразу после выключения свечей. Именно по этой причине очень важно следить за жизнеспособностью всех свечей.
Эфирные спреи в помощь воздушному фильтру
Для того, чтобы запустить дизельный силовой агрегат в зимнее время, понадобится использовать эфирные спреи для воздушного фильтра. В состав такого спрея обязательно должен быть добавлен пропан, так как чистый эфир сделает запуск двигателя автомобиля слишком жёстким и даже разрушительным.
На заметку
Очень многое в зимнее время года зависит от исправности аккумулятора. При температуре ниже 25 градусов способность аккумуляторной батареи выдавать нужный заряд падает в несколько раз. Следует помнить, что при «подгулявшем» аккумуляторе даже применение специальных средств для запуска мотора результатов может не принести, так как коленвал не будет переворачиваться достаточно быстро.
Сегодня необходимости залезать под автомобиль, чтобы прогреть его с помощью паяльной лампы, больше нет. С наличием средств проблема решается довольно просто. Будет достаточно купить установку предпускового нагревателя, и установить её на двигатель. Разумеется, предпочтение нужно отдавать наиболее надёжному агрегату, который будет стоить соответственно дороже остальных.
В России практически все дизельные автомобили ездят на топливе достаточно низкого качества. По этой причине после трёх-пяти лет эксплуатации в баке начинает накапливаться вода, грязь и продукты окисления топлива в виде желеобразных или лаковых отложений. Из-за этого ухудшается работа фильтров и трубопроводов. Поэтому нужно регулярно промывать бак, а задачу эту следует доверять профессионалам. В соответствующем разделе нашего сайта вы сможете найти статью как ухаживать за аккумулятором зимой.
Если одометр вашей машины показывает уже более 100 тысяч километров, необходимо позаботиться о компрессии в цилиндрах: запуск двигателя существенно усложниться, если её уровень не будет достаточным. Самой главной причиной недостаточности компрессии считают разношенность гильз и поршневых колец цилиндров.
О том, что зима вероломна, писал ещё Гюго. Но в действительности это очень прекрасное время, которое может не только причинять проблемы и неудобства, но также и радовать. И готовясь к зиме, самое главное не забывать, что скоро наступит весна.