Если вы решили снять ТНВД для последующего ремонта, имейте в виду, что эта процедура является доступной только для высококвалифицированного специалиста. На всех двигателях она потребует, как уже упоминалось, последующей регулировки (на двигателе 1Z она выполняется только с помощью специального тестового оборудования). Если вы все-таки решили снимать топливный насос высокого давления, действуйте следующим образом:
— в зависимости от конструкции снимите необходимые для получения доступа к ТНВД элементы системы подачи воздуха (корпус воздушного фильтра, на двигателе 1Z — датчик массового расхода воздуха);
— снимите крышку головки блока цилиндров и наружный кожух ремня привода ГРМ;
— установите поршень первого цилиндра в ВМТ;
— снимите ремень привода ГРМ со шкивов ТНВД и распределительного вала;
— ослабьте гайку или болты крепления зубчатого шкива ТНВД, предварительно застопорив шкив от проворачивания, например, при помощи самодельного фиксатора ( рис. 3.21);
— аккуратно захватите двуплечим съемником зубчатый шкив ТНВД, установите съемник внатяг, затем резко ударьте молотком по центральному болту съемника — это приведет к высвобождению шкива.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ В ТНВД двигателей AAZ и 1Y выпуска с октября 1994 г. применяется составной шкив, соединенный тремя болтами. Ни в коем случае не ослабляйте центральную гайку вала ТНВД, поскольку это приведет к изменению начального момента впрыска. |
Снимите съемник, затем отверните болты или гайки крепления шкива и сегментную шпонку;
— отверните накидные гайки крепления топливопроводов в тыльной части ТНВД и на всех форсунках, затем снимите трубопроводы в сборе с двигателя;
— отсоедините сливной топливный шланг форсунок от сливного патрубка;
— отсоедините разъем от стопорного клапана;
— на всех двигателях, кроме 1Z, отсоедините трос ускорителя холодного пуска и акселератора от ТНВД;
— на двигателе 1Z отсоедините разъемы от клапана прекращения подачи топлива и блока регулировки количества впрыскиваемого топлива, предварительно пометив разъемы, чтобы не перепутать их при подсоединении;
— на всех двигателях, кроме 1Y и AAZ, выпущенных после октября 1994 г.: если снимаемый ТНВД будет устанавливаться на место, то при помощи водостойкого фломастера пометьте взаимное положение корпуса ТНВД и переднего крепежного кронштейна. Это позволит со средней точностью сохранить установку начального момента впрыска при установке ТНВД;
— на двигателях AAZ и 1Y выпуска с октября 1994 г. отсоедините разъемы, предварительно их пометив, от основания клапана давления топлива форсунок, от датчика продолжительности впрыска, от стопорного клапана турбокомпрессора (последнее — на двигателях AAZ), стопорного клапана полностью открытой дроссельной заслонки (на двигателе); если автомобиль не оборудован кондиционером воздуха; отсоедините клемму от механизма ускорения частоты вращения холостого хода; в автомобилях с кондиционером воздуха отсоедините вакуумный шланг от механизма ускорения оборотов холостого хода; в автомобилях, где электропроводка ТНВД не имеет отдельных разъемов, отсоедините штекерный разъем и провод «массы»;
— отверните болт крепления ТНВД к заднему кронштейну;
— отверните гайки или болты крепления ТНВД к переднему кронштейну. При отворачивании последней гайки или болта придержите корпус ТНВД рукой;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Ни в коем случае не ослабляйте болты крепления головки распределителя ТНВД, поскольку это может привести к его серьезному повреждению. |
— убедитесь в том, что к насосу высокого давления больше ничего не подсоединено, и снимите его с двигателя.
Установка ТНВД
Устанавливая новый насос, сориентируйте его так, чтобы болты были ввернуты по центу отверстий: это обеспечит максимальный диапазон регулировки. Если устанавливается прежний насос, выставите его по меткам, сделанным при снятии. Установку проводите в следующем порядке:
— установите насос на двигатель, вверните болт его крепления к заднему кронштейну и затяните его моментом 25 Н·м;
— вверните болты крепления ТНВД к переднему кронштейну и затяните их моментом 25 Н·м;
— на двигателях 1Z, AAZ, 1Y выпуска с октября 1994 г. при установке нового ТНВД вставьте маленькую воронку в соединение сливного топливного патрубка, заполните его полость чистым топливом;
— подсоедините топливные магистрали к форсункам и головке ТНВД, затем затяните гайки их крепления моментом 25 Н·м;
ПРИМЕЧАНИЕ Внутренний диаметр болта для сливной магистрали меньше внутреннего болта для нагнетательной магистрали и помечен надписью «OUT». |
— подсоедините напорную и сливную топливную магистрали к ТНВД, затяните полые болты их крепления, используя новые шайбы;
— подсоедините сливной шланг форсунок к сливному патрубку;
— установите зубчатый шкив на вал ТНВД, предварительно вставив сегментную шпонку, наверните гайку или заверните болты крепления шкива (не забудьте про шайбу) и затяните их от руки;
— установите шкив в правильное положение, вставив стержни или болты подходящего диаметра в отверстие для выравнивания в шкиве и отверстия в переднем кронштейне крепления ТНВД. Обеспечьте минимальный люфт шкива в этом положении;
— установите ремень привода ГРМ, проверьте и по необходимости отрегулируйте установку ТНВД относительно распределительного вала. По окончании натяните ремень и затяните крепление шкива ТНВД, предварительно застопорив его при помощи фиксатора (см. рис. 3.21);
— установите наружный кожух ремня и крышку головки блока цилиндров, при необходимости используя новую прокладку;
— восстановите все электрические соединения на ТНВД. В случае установки нового ТНВД на двигатели AAZ и 1Y выпуска с октября 1994 г. правильно подсоедините штекерный разъем;
— на всех двигателях, кроме 1Z, подсоедините к ТНВД тросы акселератора и ускорителя холодного пуска, при необходимости отрегулируйте их натяжение;
— установите воздушный фильтр (и измеритель воздушного потока на двигателе 1Z) и подсоедините к нему воздуховоды;
— по необходимости проведите надлежащие проверки, данные в табл. 3.2.