Если головка блока цилиндров не была снята, выполните подготовительные меры, описанные по снятию/установке головки блока цилиндров. Далее действуйте следующим образом:
— если в комплектацию автомобиля входит кондиционер воздуха, демонтируйте бачок жидкости кондиционера и оставьте его на передней поперечной балке двигателя. Затем отпустите крепления трубопроводов конденсатора хладагента. Далее освободите компрессор кондиционера и также оставьте его на передней поперечной балке двигателя. Будьте осторожны: в процессе капитального ремонта двигателя следите, чтобы шланги холодильника кондиционера не перегибались или пережимались;
— снимите нижний брызговик двигателя, демонтируйте пластиковые кожухи из колесных ниш. Также крайне желательно снять передний бампер, радиатор и декоративную решетку, вентилятор системы охлаждения, фары, передние боковины и механизм замка капота — все это сделает вашу работу с двигателем более удобной и быстрой и в итоге сэкономит ваше время, позволит избежать ряда неудобств. Также это необходимо для того, чтобы извлечь сборку двигателя и коробки из моторного отделения вперед;
— если автомобиль оборудован более массивной автоматической коробкой передач, обеспечьте достаточное пространство, демонтировав шкивы ремней привода вспомогательных агрегатов;
— отсоедините разъем от главного жгута электропроводки двигателя на блоке цилиндров двигателя рядом с коробкой передач ( рис. 2.2). Отсоедините от бортовой сети автомобиля генератор, стартер. В зависимости от конструкции системы управления двигателем отсоедините проводку, не входящую в основной жгут. Для облегчения последующей сборки пометьте каждый разъем, чтобы обеспечить правильное подключение;
— если автомобиль оборудован усилителем рулевого привода, можно не сливать жидкость из системы гидроусилителя. Для этого отпустите крепежные винты и хомуты, которыми питающие и возвратные трубопроводы усилителя рулевого привода прикреплены к передней поперечной балке двигателя, затем снимите бачок жидкости усилителя рулевого управления и разместите его рядом с поддоном аккумулятора на балке двигателя. Далее снимите с двигателя насос усилителя рулевого управления вместе с кронштейнами крепления и разместите его на балке двигателя;
— если автомобиль оборудован ручной коробкой переключения передач, отсоедините проводку от датчика до спидометра и датчика заднего хода;
— отсоедините механизм переключения передач от коробки передач. Если автомобиль оборудован тросовым сцеплением, отсоедините трос сцепления от механизма выключения сцепления на передней стороне коробки передач. Если автомобиль оборудован гидравлическим приводом сцепления, снимите рабочий тормозной цилиндр сцепления с коробки передач;
— если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, отсоедините трос от рычага селектора наверху коробки передач, затем отсоедините шланги охлаждающей и отсоедините разъемы электропроводки от коробки передач;
— отсоедините приводные валы от выходных валов дифференциала;
— отсоедините приемную трубу выхлопной системы от выпускного коллектора;
— отсоедините провод «массы» двигателя от кузова;
— выверните болты опор двигателя;
— если двигатель снимается в сборе с головкой, прикрепите подъемное устройство к такелажным проушинам на передней стороне головки цилиндров. Немного поднимите двигатель и наклоните его к задней стороне моторного отделения так, чтобы передняя опора двигателя отделилась от передней поперечной балки;
— снимите стартер и кронштейн передней опоры двигателя;
— снимите и опустите переднюю поперечную балку, затем извлеките резиновый блок опоры двигателя;
— во время извлечения двигателя будьте осторожны: не позволяйте шкивам касаться внутренних панелей крыльев, чтобы избежать повреждения шкивов и лакокрасочного покрытия кузова;
— еще раз убедитесь, что от силового агрегата отсоединены все необходимые элементы, затем осторожно извлеките двигатель в сборе с коробкой передач через передний проем моторного отделения, развернув двигатель таким образом, чтобы вперед вышла та часть двигателя, где расположен ремень привода газораспределительного механизма.