1. Установите в постели блока цилиндров вкладыши коренных подшипников с канавками и смажьте их моторным маслом. У двигателей 1,0 л, 37 кВт и дизельного двигателя 1,9 л, 74 кВт смажьте моторным маслом и установите упорные полукольца в средний коренной подшипник (проточками к щекам коленчатого вала). | 2. Смажьте моторным маслом шейки коленчатого вала и уложите вал на постели подшипников. | 3. Вставьте в крышки коренных подшипников вкладыши без канавок и смажьте их моторным маслом. | 4. У всех двигателей, кроме двигателя объемом 1,0 л, смажьте моторным маслом упорные полукольца и вставьте их в крышку среднего коренного подшипника (проточками к щекам коленчатого вала). | 5. Установите крышки коренных подшипников по меткам на них (сбоку на крышках выбиты номера подшипников). Первый подшипник считается со стороны привода распределительного вала. | 6. Затяните болты крепления крышек коренных подшипников для двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт моментом 75 Н·м, для дизельного двигателя 1,9 л, 74 кВт – 65 Н·м, затем доверните еще на 90°. В первую очередь затягивайте болты средней крышки (третьей), затем соседних с ней (второй и четвертой) и в последнюю очередь крайних (первой и пятой). Проверните коленчатый вал, он должен вращаться легко, без заеданий. | 7. Установите держатель заднего сальника. У двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт предварительно смажьте моторным маслом рабочую кромку сальника, а на держатель и резьбу болтов крепления держателя нанесите герметик Loctite 574. Затяните болты моментом 8 Н·м. | 8. Установите маховик, учитывая, что на всех двигателях, кроме двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт, его устанавливают только в одном положении из-за несимметричного расположения отверстий. Замените болты крепления маховика на новые и затяните их моментом 60 Н·м, затем доверните на 90°. | 9. У двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт смажьте шейки и кулачки распределительного вала моторным маслом и установите вал в блок цилиндров. Установите стопорную пластину 9 (см. рис. Распределительный вал двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт) и затяните болты 10 ее крепления моментом 5 Н·м. | 10. У двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт установите гильзы цилиндров так, чтобы они не касались друг друга. Проверьте выступание гильз (см. подраздел 2.13.2). | 11. Наденьте поршень на шатун так, чтобы стрелка на днище поршня и выступ В (см. рис. Детали шатунно-поршневой группы двигателя объемом 1,4 л, 55 и 74 кВт и рис. Детали шатунно-поршневой группы дизельного двигателя 1,9 л, 74 кВт) на нижней головке шатуна были направлены в одну сторону. У двигателей 1,0 л, 37кВт и 1,4 л, 50 кВт стрелка направлена к распределительном валу и расположена со стороны отверстия В (см. рис. Детали шатунно-поршневой группы двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт) в шатуне для смазки поршневого пальца. Кроме того, поршни должны быть одной весовой группы по массе (обозначение группы «+» или «-» выбивается на днище поршня). Смажьте моторным маслом поршневой палец и вставьте его в поршень с шатуном. Установите стопорные кольца поршневого пальца в канавки на поршне. Если палец слишком туго входит в отверстия поршня, нагрейте поршень до 60° С. | 12. Установите на поршни кольца. Лучше всего это делать с помощью съемника поршневых колец. У бензиновых двигателей маслосъемное кольцо составное, поэтому его нужно устанавливать вручную, аккуратно разведя замки колец. Кольца устанавливают надписью ТОР вверх, к днищу поршня. Кольца должны свободно поворачиваться в канавках поршня, а их замки располагаться под углом 120° друг к другу. | 13. Вставьте вкладыши подшипников в нижние головки шатунов и крышки шатунов. У дизельных двигателей на верхних вкладышах нанесена черная полоска на рабочей поверхности около края. У двигателей 1,4 л, 50 кВт фиксирующие выступы вкладышей должны войти в пазы шатуна и крышки, у остальных двигадвигателей нужно установить вкладыши так, чтобы головка шатуна и крышка выступали по ширине с обеих сторон вкладыша на одинаковое расстояние. Смажьте вкладыши моторным маслом. | 14. Сожмите оправкой поршневые кольца и аккуратно вставьте шатун с поршнем в цилиндр, при этом стрелка на днище поршня должна быть направлена к приводу распределительного вала (у двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт стрелка направлена в сторону распределительного вала). Оправка для сжатия колец должна быть прижата к блоку цилиндров. Ударяя ручкой молотка по днищу поршня, передвиньте его из оправки в цилиндр. | | 15. У дизельного двигателя 1,9 л, 74 кВт поршни устанавливают в первый и второй цилиндры выемкой под впускной клапан (большего размера), направленной к задней части двигателя (маховику), а в третий и четвертый цилиндры – к передней части (приводу распределительного вала), как показано на рисунке. | 16. Установите крышку шатуна с вкладышем на шатун, при этом номера цилиндра, выбитые на крышке и шатуне, должны располагаться на одной стороне. | 17. Заверните шатунные болты, у двигателя 1,4 л, 50 кВт – гайки шатунных болтов. У всех двигателей, кроме 1,4 л, 50 кВт, замените шатунные болты на новые, смазав моторным маслом перед заворачиванием их резьбу и поверхность головки, соприкасающуюся с крышкой. Затяните болты (у двигателя 1,4 л, 50 кВт – гайки шатунных болтов) на двигателях 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 55 и 74 кВт моментом 20 Н·м, затем доверните еще на 90°; на двигателях 1,4 л, 50 кВт – 40 Н·м; на дизельных двигателях 1,9 л, 74 кВт – 30 Н·м, затем доверните еще на 90°. | 18. У двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт установите распределительные шестерни (см. подраздел 2.5) и крышку распределительных шестерен. | 19. Установите масляный насос (см. подраздел 3.3). | 20. Нанесите на фланец масляного картера герметик, установите картер и заверните болты его крепления. | | 21. У дизельного двигателя подберите прокладку головки блока по толщине. Для этого измерьте выступание поршней в ВМТ над верхней плоскостью блока, как показано на рисунке. В зависимости от величины выступания поршней подберите новую прокладку, при этом нужно учитывать наибольшую величину выступания. | 22. В запасные части поставляют прокладки различной толщины, которые маркируют числом отверстий 3 (см. рис. Маркировка прокладки головки блока цилиндров дизельного двигателя). Прокладка толщиной 0,91–1,0 мм имеет одно отверстие, толщиной 1,01–1,10 мм – два отверстия, толщиной 1,11–1,20 мм – три отверстия. | 23. Установите головку блока цилиндров (см. подраздел 2.7) и навесное оборудование двигателя. | |