1. Очистите головки поршней от нагара. Прочистите канавки под поршневые кольца, это удобно делать обломком старого поршневого кольца. | 2. Осмотрите поршни: если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, поршни нужно заменить. | | 3. Измерьте зазоры в замках поршневых колец. Для этого вставьте кольцо в цилиндр, в котором оно работало (у двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт сверху, у остальных двигателей снизу). Затем продвиньте кольцо поршнем, как оправкой, в цилиндр, чтобы оно установилось в нем без перекосов на расстоянии примерно 15 мм от края цилиндра. Измерьте щупом зазор в замке кольца, как показано на рисунке. Значения зазоров приведены в табл. Зазор в замке поршневого кольца. | 4. Если измеренный зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо. Если зазор меньше номинального, аккуратно сточите надфилем торцы кольца. | | 5. Проверьте зазоры между кольцами и канавками на поршне. Для этого вставьте кольцо в канавку, в которой оно стояло, как показано на рисунке, и щупом измерьте зазор. | 6. Номинальный зазор для бензиновых двигателей составляет 0,04–0,08 мм, предельно допустимый – 0,15 мм (зазоры указаны только для компрессионных колец), у дизельных двигателей номинальный зазор для верхнего компрессионного кольца должен быть 0,06–0,09 мм, нижнего – 0,05–0,08 мм, предельно допустимый зазор для компрессионных колец – 0,25 мм; для маслосъемных колец номинальный зазор 0,03–0,06 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените поршень с кольцами. | 7. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и пр., расточите цилиндры под ремонтный размер (см. табл. Размеры цилиндров и поршней) или замените блок цилиндров, у двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт замените гильзы цилиндров. При названных дефектах глубиной более 0,5 мм блок ремонту не подлежит, его нужно заменить. | 8. Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его шабером. | 9. Измерьте с помощью нутромера диаметры цилиндров. Диаметр цилиндра измеряется в двух перпендикулярных направлениях А и В (см. рис. Схема измерения диаметра цилиндра) и трех поясах, при этом пояс 2 проходит по середине цилиндра, а пояса 1 и 3 отстоят от края цилиндра на 10 мм сверху и снизу. Если замеренный диаметр хотя бы в одном цилиндре превышает номинальный более чем на 0,08 мм у бензиновых двигателей и на 0,1 мм – у дизельных, надо расточить цилиндры под следующий ремонтный размер или заменить блок цилиндров. Предупреждение Запрещается измерять диаметры цилиндров в блоке, закрепленном на стенде для сборки двигателя за кронштейн опоры силового агрегата, так как в этом случае результат может быть ошибочным. | | 10. Измерьте диаметр поршня на расстоянии 10 мм от нижнего края в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, как показано на рисунке. Если полученное значение отличается от номинального более чем на 0,04 мм, поршень нужно заменить. | 11. Осмотрите вкладыши коренных и шатунных подшипников: если на них имеются трещины, задиры, сколы, выкрашивания и пр., замените вкладыши. На вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы. | 12. Осмотрите упорные полукольца коленчатого вала: если на них обнаружены задиры, риски, отслоения, полукольца нужно заменить. На полукольцах запрещается проводить любые подгоночные работы. | 13. Если на поверхностях коленчатого вала, по которым работают сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, задиры, коленчатый вал нужно заменить. | 14. Если на коренных и шатунных шейках есть незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера. Эту работу нужно выполнять на станции техобслуживания. После этого отполируйте шейки и притупите острые кромки масляных каналов абразивным конусом. Затем промойте вал и продуйте сжатым воздухом масляные каналы. После шлифования шеек установите вкладыши ремонтных размеров. Размеры шеек коленчатых валов приведены в табл. Размеры шеек коленчатых валов. | 15. Измерьте осевой зазор коленчатого вала. Для этого установите в блок цилиндров коленчатый вал с упорными полукольцами и крышками коренных подшипников. Затяните болты крепления крышек моментом 75 Н·м у двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт и 65 Н·м у дизельного двигателя 1,9 л, 74 кВт. Закрепите индикатор так, чтобы его ножка упиралась в торец коленчатого вала. Сдвиньте коленчатый вал от индикатора до упора и установите индикатор на ноль, затем сдвиньте коленчатый вал в противоположную сторону до упора. Индикатор покажет величину зазора. Если зазор превышает предельно допустимый, нужно заменить упорные полукольца. Номинальный осевой зазор для двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт составляет: 0,03–0,13 мм, предельно допустимый – 0,26 мм; для дизельного двигателя 1,9 л, 74 кВт номинальный зазор 0,07–0,17 мм, предельно допустимый – 0,37 мм. | 16. Проверьте зазоры между шейками коленчатого вала и вкладышами коренных и шатунных подшипников. Зазоры можно рассчитать, измерив диаметры шеек коленчатого вала и диаметры коренных и шатунных подшипников, для чего установите крышки подшипников с вкладышами на место и затяните болты их крепления соответствующими моментами. Завод-изготовитель рекомендует измерять зазоры с помощью пластмассовой калиброванной проволоки следующим образом: – тщательно очистите подшипники, шейки коленчатого вала и вкладыши от масляных отложений; – уложите коленчатый вал на постели коренных подшипников с установленными вкладышами; – положите на шейки коленчатого вала обрезки калиброванной пластмассовой проволоки; – установите крышки подшипников с установленными в них вкладышами и затяните болты их крепления соответствующими моментами. При этом не проворачивайте коленчатый вал; – снимите крышки подшипников. Зазор определяется по степени сплющивания проволоки с помощью шкалы на упаковке проволоки. Для дизеля 1,9 л, 74 кВт номинальный зазор в коренных подшипниках составляет 0,03–0,08 мм, предельно допустимый – 0,17 мм, в шатунных подшипниках предельно допустимый зазор – 0,08 мм. Для двигателей 1,4 л, 55 и 74 кВт номинальный зазор в шатунных подшипниках 0,020–0,061 мм, предельно допустимый – 0,091 мм. Если зазоры превышают предельно допустимые, нужно прошлифовать коленчатый вал под следующий ремонтный размер. | 17. Осмотрите маховик, если зубья его венца повреждены, замените маховик или его венец. Для замены венца сбейте старый венец с маховика, для облегчения операции можно нагреть венец. Затем нагрейте новый венец до 150° С, наденьте на маховик, при необходимости ударяя равномерно по всему периметру венца, осадите его до упора. Если на поверхности прилегания ведомого диска сцепления видны цвета побежалости (маховик был перегрет), то, возможно, ослабла посадка зубчатого венца на маховике. Дефект выявляют на станции техобслуживания. Маховик с ослабленной посадкой зубчатого венца необходимо заменить. | 18. Замените шатуны, если они погнуты или при наличии задиров в верхней головке. Шатуны нужно заменять только в сборе с крышками, так как они обрабатываются совместно. | 19. У двигателей 1,4 л, 55 и 74 кВт проверьте предварительный натяг шатунных вкладышей. Для этого измерьте в мм наружный диаметр a (см. рис. Измерение предварительного натяга шатунных вкладышей двигателей 1,4 л, 55 и 74 кВт) вкладыша и диаметр b нижней головки шатуна, установив предварительно его крышку и затянув болты ее крепления соответствующим моментом. Затем по формуле c = a - b рассчитайте величину предварительного натяга. Минимальный допустимый натяг должен составлять 1,5 мм. Если измеренный натяг получился меньше минимального допустимого, замените вкладыши. | 20. У дизельного двигателя проверьте выступание установочного штифта. Для этого на коленчатом вале отверните три болта 2 (см. рис. Измерение выступания установочного штифта дизельного двигателя 1,9 л, 74 кВт) крепления и снимите диск 1. Измерьте выступание а штифта над торцом коленчатого вала, оно должно быть 2,5–3,0 мм. | | 21. У двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт проверьте выступание гильз цилиндров над верхней плоскостью блока цилиндров, как показано на рисунке. При этом гильзу с надетой на нее прокладкой 12 (см. рис. Детали шатунно-поршневой группы двигателей 1,0 л, 37 кВт и 1,4 л, 50 кВт) нужно плотно прижать к блоку. Выступание должно быть равно 0,07–0,12 мм. | 22. Если измеренное значение не укладывается в указанные пределы, нужно подобрать новую прокладку гильзы. В запасные части поставляются прокладки толщиной 0,10; 0,12; и 0,14 мм. Разница в значениях выступания гильз допускается не более чем на 0,04 мм. | |