Установка на место сборок поршней с шатунами и измерение зазора в подшипнике нижней головки шатуна
Выбор вкладышей подшипников нижней головки шатуна
Вкладыши подшипников нижней головки шатуна подлежат классификации в зависимости от их толщины (обратитесь к Разделу
Осмотр коренных подшипников и подшипников нижней головки шатуна).
Обратите внимание, что при 2-ом ремонте возможна установка вкладышей различной толщины для обеспечения требуемой величины зазора в подшипнике. Начинайте процедуру с установки двух наиболее тонких вкладышей, затем, если зазор оказался слишком велик, установите 1 толстый и 1 тонкий вкладыш и вновь проверьте зазор. В случае, если зазор опять слишком велик, установите 2 толстых вкладыша.
Измерение зазора в подшипниках нижних головок шатунов
Зазор может быть измерен двумя способами.
Первый метод предполагает установку крышек подшипников нижних головок шатунов на соответствующие шатуны перед установкой поршней в блок цилиндров, при этом вкладыши подшипников должны быть установлены на свои места. После затягивания крепежных гаек крышек подшипников требуемым усилием, с помощью внутреннего микрометра или штангенциркуля измеряется внутренний диаметр каждой подшипниковой сборки. После измерения диаметра каждой соответствующей шейки коленвала, из первого значения вычитается второе и результатом будет величина зазора в подшипнике нижней головки шатуна. Второй, более точный метод, предполагает использование пластичного измерителя (обратитесь к Разделу
Установка на место коленвала и измерение радиального зазора коренных подшипников)
после установки поршней в блок цилиндров. Нижеследующее описывает последний метод одновременно с установкой поршней в блок цилиндров.
|
1. Установите блок цилиндров либо на бок, либо на конец, обращенный к маховику / приводному диску. 2. Разложите сборки поршней и шатунов по порядку с соответствующими подшипниковыми вкладышами, крышками шатунов и гайками. 3. Очистите спинки вкладышей подшипников и постели подшипников, как в шатуне, так и в крышке шатуна. В случае, если устанавливаются новые вкладыши, удостоверьтесь, что с них удалены все следы защитной смазки с помощью керосина или другого растворителя. 4. Установите вкладыши подшипников на свои места, удостоверившись, что ушки каждого вкладыша вошли в углубления в шатунах и крышках подшипников. Старайтесь не прикасаться пальцами к рабочим поверхностям вкладышей. Если для проверки устанавливаются старые вкладыши, Следите за тем, чтобы они были установлены на свои прежние места. 5. Смажьте зеркала цилиндров, поршни и поршневые кольца чистым двигательным маслом, Затем разложите по их позициям сборки поршней с шатунами. Не смазывайте на этой стадии вкладыши подшипников. | 6. Начинайте со сборки № 1. Удостоверьтесь, что с поршневыми кольцами проделаны все процедуры, описанные в Разделе Установка на место поршневых колец , затем установите кольца на свои места с помощью инструмента для сжатия поршневых колец. | | 7. Вставьте сборку поршня с шатуном в верхнюю часть 1-го цилиндра. Удостоверьтесь, что зарубка или стрелка на днище поршня указывает вперед по двигателю в сторону распределительной цепи. | | 8. Деревянным бруском или ручкой молотка упритесь в днище поршня, слегка постукивая, вставьте сборку в цилиндр до тех пор, пока днище поршня не окажется заподлицо с верхней кромкой цилиндра. Следите за тем, чтобы не оцарапать зеркало цилиндра болтами крышки нижней головки шатуна. | | 9. Первый кривошип в данный момент должен находиться в нижней точке своего хода; наденьте шатун на шейку, постукивая ручкой молотка по верхней части поршня. 10. Уложите пластичную нить измерителя на шейку коленвала. | 11. Установите на место крышку нижней головки шатуна, следя за тем, чтобы метки, сделанные на крышке оказались должным образом расположены. Затяните гайки крышки нижней головки шатуна с требуемым усилием. Следите за тем, чтобы не нарушить нить измерителя и не провернуть коленвал в процессе затягивания гаек. | | 12. Разберите сборку, затем с помощью шкалы, напечатанной на упаковке измерителя, определите величину зазора в подшипнике нижней головки шатуна. 13. Если зазор значительно отличается от приведенного в Спецификациях значения, могут оказаться установленными вкладыши подшипников неправильного размера (или имеет место чрезмерный износ старых вкладышей в случае, если они устанавливаются повторно). При необходимости, подберите вкладыши требуемого размера в соответствии с §1. Предварительно удостоверьтесь, что между вкладышем, крышкой подшипника или шатуном не попала грязь или масло в процессе измерения. В случае, если раздавленная пластичная нить измерителя с одной стороны шире, чем с другой, имеется конусность шейки коленвала. 14. Протолкните сборку поршня с шатуном 1-го цилиндра в верхнюю часть цилиндра и затем установите сборку поршня с шатуном 4-го цилиндра, повторите процедуру измерения зазора в подшипнике. После установки поршней 1-го и 4-го цилиндра в верхнюю часть цилиндров, установите на свои места поршни 2-го и 3-го цилиндров и повторите процедуру измерения зазора в подшипниках нижних головок их шатунов. 15. В заключение тщательно удалите с шеек коленвала и с вкладышей подшипников следы пластичного измерителя. Воспользуйтесь для этого ногтем, или пластиковым, или деревянным скребком, которые не могут повредить поверхности подшипников. | |
Окончательная установка на место поршней с шатунами
|
1. Установите кривошип 1-го цилиндра в нижнюю часть его хода. Слегка смажьте шейку коленвала и оба вкладыша подшипника. Стараясь не задеть зеркало цилиндра, застучите сборку поршня с шатуном вниз по цилиндру на кривошип коленвала. Установите крышку подшипника нижней головки шатуна, затяните крепежные гайки от руки. Следите за тем, чтобы установочные ушки вкладышей подшипников были направлены друг к другу. 2. Затяните крепежные гайки крышки подшипника нижней головки шатуна равномерно в прогрессирующем порядке с требуемым усилием. 3. Проверните коленвал. Удостоверьтесь в том, что он вращается свободно; в случае установки новых компонентов при вращении коленвала может наблюдаться некоторое сопротивление, однако не должно быть признаков заклинивания или рывков в отдельных точках при вращении. 4. Установите оставшиеся 3 сборки поршней с шатунами на их кривошипы тем же способом. 5. Установите на место заборник масляного насоса / фильтр, поддон картера и головку цилиндров (см. Часть Ремонт двигателя без извлечения его из автомобиля данной Главы). | |