Снятие и установка двигателя
Подготовка
Двигатель типа «С» может быть вынут из моторного отсека без коробки передач. Двигатель типа «F», напротив, должен сниматься с коробкой передач. Необходимым приспособлением при этом является укрепленный в крыше гаража подъемный блок, на котором необходимо закрепить поперечную перекладину, на которой будет вывешен на цепях двигатель. Кроме этого используйте передвижной домкрат и подставные козлы, для того, чтобы приподнять и зафиксировать Renault 19. При разборке и сборке двигателя Вам потребуется помощник. Перед тем как приступить к работе, внимательно изучите изображение двигателя, для того, чтобы знать, где и как в моторном отсеке расположены узлы и элементы двигателя. В двигателе Renault 19, независимо от его типа, расположено большое количество электрических проводов и вакуумных трубопроводов. Поэтому сначала Вам необходимо пометить все соединения и трубопроводы, с тем, чтобы не перепутать их при сборке двигателя. Подробное описание процесса разборки отдельных элементов Вы можете найти в соответствующих главах, посвященных рассмотрению этих узлов.
На рисунке изображена балансирующая подвеска двигателя, на которой эластично закреплен дизель. При снятии двигателя обязательно нанесите крестообразные метки на все точки крепления его к кузову, чтобы правильно установить двигатель на место.
Элементы правой подвески
Элементы подвески коробки передач | На рисунке изображена распорка между двигателем и коробкой передач. Она придает связке двигатель — коробка передач дополнительную жесткость. |
| В зависимости от типа двигателя его подвеска выполнена по-разному. Очень важна проверка ее технического состояния и затяжка болтов с предписанным крутящим моментом. |
Разборка
|
- Провод аккумуляторной батареи отсоедините от клеммы и снимите аккумуляторную батарею.
- В целях безопасности снимите крышку капота.
- Снимите воздушный фильтр и шланги воздуховодов.
- Слейте масло из двигателя.
- Слейте охлаждающую жидкость в чистую емкость. Для этого снимите с патрубка радиатора нижний шланг.
- Отсоедините шланги обогрева салона от передней стенки кузова.
- Снимите радиатор и вентилятор радиатора.
- На автомобиле с бензиновым двигателем отсоедините тягу газа от рычага валика дроссельной заслонки, на дизеле отсоедините тягу газа от топливного насоса высокого давления.
- Отсоедините все электрические провода: датчика температуры охлаждающей жидкости, переключателя давления масла, датчика уровня масла, датчика детонации, терморегулятора вентилятора системы охлаждения двигателя или датчика температуры смеси системы впрыска, катушки зажигания (автомобиль с бензиновым двигателем), свечей накаливания (дизель), потенциометра дроссельных заслонок (автомобиль с бензиновым двигателем), выключателя двигателя и устройства пуска холодного двигателя топливного насоса высокого давления (дизель), провод стартера, включателя ламп заднего света и провод массы двигателя или коробки передач.
- Отсоедините топливные шланги: при одноточечном впрыске шланги подводки и рециркуляции топлива от устройства впрыска, при многоточечном впрыске от распределителя подачи топлива и рециркуляции от регулятора давления. На дизеле снимите топливный фильтр с креплением и укрепите его вертикально на двигателе.
- Топливные шланги заткните для предотвращения попадания грязи и при необходимости свяжите их проволокой.
- Двигатели типа «F»: отсоедините зажимы шлангов подводки ATF (жидкости для автоматической коробки передач) и бачка гидропривода рулевого механизма.
- Слейте ATF из бачка и снимите с него шланги.
- Дизель с газотурбинным наддувом. Снимите воздушные патрубки радиатора турбокомпрессора.
- Снимите клиновый ремень генератора.
- Снимите насос гидропривода рулевого механизма с корпуса двигателя и подвяжите к передней поперечине.
- Двигатели типа «F»: снимите соединительную распорку между двигателем и коробкой передач и слейте из нее масло в чистую емкость.
- Отключите разъемы лямбда-зонда .
- Отсоедините приемную трубу глушителя и снимите ее.
- Двигатель типа «С»: отсоедините шланги насоса охлаждающей жидкости.
- Снимите клиновый ремень.
- Отсоедините от двигателя шланг вакуумного усилителя тормозов.
- Снимите металлический кожух маховика.
- Проверните шкив клиноременной передачи коленчатого вала до тех пор, пока шпонка втулки не окажется наверху.
- Ослабьте шкив коленчатого вала и снимите вместе со втулкой. Для того чтобы коленчатый вал при этом не двигался, включите 4 передачу и попросите помощника нажать на педаль тормоза или зафиксируйте двигатель с помощью отвертки, вставленной в зубчатый венец маховика.
- Открутите заднее крепление стартера.
- Отсоедините датчики электронной системы зажигания.
- Открутите соединительные болты коробки передач и двигателя.
- Открутите два центрирующих пальца слева и справа от двигателя или коробки передач.
- Открутите нижнюю гайку крепления правого (по направлению движения) подшипника двигателя.
- Закрепите крюк подъемного устройства в проушине двигателя.
- Зафиксируйте коробку передач автомобильным домкратом для предотвращения падения.
- Отожмите двигатель монтировкой или мощной отверткой от коробки передач.
- Начинайте медленно и осторожно поднимать двигатель из моторного отсека. При этом следите за тем, чтобы не повредить правый приводной вал при отделении двигателя от коробки передач.
- Двигатели типа «F»: выньте привод спидометра из коробки передач. Для этого сожмите предохранительные скобы.
- Отсоедините тягу муфты сцепления от коробки передач.
- Если между стойками амортизаторов установлена поперечная тяга, то снимите ее.
- Оттяните манжету устройства переключения коробки передач и снимите тягу управления.
- Свяжите тягу управления и выхлопную трубу проволокой.
- Дизель: снимите масляный радиатор и закрепите его на двигатель.
- Снимите прибор управления предварительным подогревом и подвяжите его к двигателю.
- Двигатели типа «F»: снимите передние колеса.
- На левой стороне машины снимите прижим тормозного механизма и привяжите его проволокой к крылу так, чтобы тормозной шланг не был натянут и скручен.
- Отсоедините тягу рулевого управления от рычага поворотного кулака.
- Снимите шарнир приводного вала с коробки передач (3 болта).
- Отсоедините нижнее крепление стойки амортизатора от поворотного кулака.
- Во избежание излишней нагрузки на шарниры, привяжите приводной вал проволокой к рулевому управлению. Угол изгиба шарниров не должен быть слишком большим. Старайтесь не повредить уплотнительные манжеты шарниров привода.
- Отсоедините от коробки передач распорный штифт приводного вала с помощью пробойника.
- Отсоедините нижнее крепление стойки амортизатора от поворотного кулака (2 болта с гайками).
- Отсоедините шаровой шарнир поперечного рычага подвески от поворотного кулака (один болт с гайкой).
- Отклоняйте поворотные кулаки наружу, до тех пор пока приводной вал не выйдет из коробки передач. При этом не сгибайте слишком сильно шарниры приводного вала.
- Закрепите на подъемнике двигатель и приподнимите его до легкой натяжки тросов (цепей).
- Снимите подвеску двигателя и коробки передач, для чего выкрутите крепящие болты.
- Дизель: отсоедините балансирующую подвеску двигателя (правая сторона) от кузова.
- Снимите подвеску коробки передач.
- Далее открутите болт, запомните последовательность монтажа кронштейна, гасящего реактивный момент, и снимите его с коробки передач.
- Осторожно поднимайте двигатель с коробкой передач так, чтобы ничего не повредить.
| |
Установка двигателя
При установке двигателя необходимо заменить все самоконтрящиеся гайки на новые, так как плохо закрепленная подвеска двигателя или коробки нарушает характеристики автомобиля и может привести к серьезным поломкам. Двигатель устанавливается в последовательности, обратной снятию.
|
- Опустите двигатель или двигатель и коробку передач в моторный отсек. При этом соблюдайте осторожность, чтобы избежать повреждений.
- Двигатель типа «С»: совместите сцепление с шлицами первичного вала коробки передач.
- Соедините двигатель, вставив центрирующие болты, с коробкой передач крепежными болтами и прикрутите ее.
- Установите двигатель в штатное положение и закрутите болты моментом 45 Нм.
- Двигатель типа «F»: отрегулируйте передние и задние точки подвески двигателя и закрутите болты (40 Нм)
- Дизель: установите правую балансирующую подвеску. Закрутите гайку моментом 45 Нм.
- Установите подвеску коробки передач и закрутите болты моментом 45 Нм.
- Установите кронштейн, гасящий реактивный момент, и закрутите гайку на пальце кронштейна моментом 65 Нм.
- Двигатель типа «F»: после того как все крепления будут затянуты с необходимым моментом (см. таблицу ниже), снимите двигатель и коробку передач с крюка подъемника.
- Остальные элементы устанавливайте в последовательности, обратной снятию.
- Запустите двигатель и проверьте, нет ли подтекания масла. Аналогично проверьте систему охлаждения.
- По достижении двигателем рабочей температуры проверьте момент зажигания и холостой ход. При необходимости произведите регулировку.
| |
Моменты затяжки
Двигатель
Детали | 1,4-литровый двигатель(C3J), Нм | 1,7-/1,8-литровый/ 16-клапанный двигатель (F3N / F3P / F7P), Нм | Дизель (F8Q), Нм |
Подвеска двигателя | 40 | 40—50 | — |
Гайки левой части подвески | — | — | 25 |
Левая балансирующая подвеска | — | — | 45 |
Правая балансирующая подвеска | — | — | 45 |
Болты резиновой опоры крепления коробки передач | — | — | 45 |
Поддон картера | Контрольные данные | 12—15 | 12—15 |
Натяжной ролик зубчатого приводного ремня | — | 50 | 50 |
Шкив коленчатого вала | * | 90—100 | 90—100 |
Шкив зубчатого приводного ремня распределительного вала | — | 50 | 50 |
Звездочка цепи коленчатого вала | 30 | — | — |
Система оси с клапанными рычагами | 15—20 | — | — |
* 80 Нм (болт 40 мм); 110 Нм (болт 45 мм)