Система улавливания топливных испарений (EVAP) - общая информация, проверка состояния и замена компонентов
Проверка исправности функционирования системы управления продувкой адсорбера на моделях 2.4 л Общая информация Изменения атмосферного давления и температуры окружающего воздуха приводят к перепадам относительного давления внутри топливного бака. Если бы бак имел негерметичную конструкцию, то при избыточном давлении находящийся внутри воздух, начиненный топливными испарениями, выходил бы наружу.
| Система EVAP аккумулирует скапливающиеся в имеющем герметичное исполнение тракте системы питания за время стоянки топливные испарения и обеспечивает вывод их во впускной тракт для сжигания в процессе нормального функционирования двигателя. Усовершенствование системы производится непрерывно по мере ужесточения требований предъявляемых к защите окружающей среды. |
| В качестве ресивера, аккумулирующего топливные испарения используется заполненная гранулами активированного угля герметичный контейнер, - угольный адсорбер. В верхней части адсорбера предусмотрена вентиляционная крышка, обеспечивающего возможность продувки контейнера свежим воздухом. Удаляемые из адсорбера при продувке топливные испарения поступают во впускной трубопровод и сгорают в процессе нормального функционирования двигателя. |
Специальный управляющий клапан (клапан продувки) обеспечивает продувку адсорбера за определенное время при соответствующих условиях эксплуатации двигателя. Клапан имеет нормально закрытую конструкцию (закрыт при отсутствии питания), функционирует под управлением PCM и при размыкании цепи заземления обеспечивает подачу на адсорбер разрежения. В процессе прогрева двигателя, а также в течение некоторого времени после осуществления горячего запуска PCM удерживает контур заземления клапана замкнутым. Продувка адсорбера производится только по достижении температурой охлаждающей жидкости значения около 49°С. При работе двигателя на холостых оборотах PCM может осуществлять периодическое запирание клапана с целью корректировок состава воздушно-топливной смеси. В целях безопасности крышка заливной горловины топливного бака оборудована двусторонним предохранительным клапаном, через который в случае необходимости производится выравнивание внутреннего давления в баке относительно атмосферного. На оборудованных системой бортовой диагностики второго поколения (OBD-II) отказы системы EVAP регистрируются в виде кодов в памяти процессора. Мониторинг осуществляется посредством вмонтированного в топливный бак дифференциального датчика давления и датчика интенсивности продувки, отслеживающего расход выводимого из адсорбера в двигатель газового потока. Описание принципов функционирования систем OBD и перечень кодов неисправностей приведены ниже в данной Главе.
Проверка |
| Полная диагностика системы EVAP относится к числу процедур, лежащих вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя и ее выполнение должно быть поручено специалистам автосервиса. Следует заметить, что на компоненты системы распространяются дополнительные федеральные гарантии. Чаще всего отказы системы EVAP связаны с повреждениями угольного адсорбера или соединительных линий. | 1. Нарушение стабильности оборотов холостого хода, снижение эффективности отдачи двигателя, самопроизвольные остановы последнего могут вызываться отказом контрольного клапана, повреждением угольного адсорбера или соединительных шлангов системы EVAP, а также неправильной прокладкой последних. Проверьте также состояние крышки заливной горловины топливного бака. 2. Очевидные потери топлива, равно как и появление сильного запаха последнего во время стоянки могут вызываться утечками бензопроводов, либо повреждением корпуса угольного адсорбера, неисправностью контрольного клапана, отсоединением, либо нарушением проходимости испарительных линий, а также неправильной прокладкой последних. 3. Проверьте состояние, маршрут прокладки и надежность подсоединения всех шлангов системы EVAP. Произведите необходимый ремонт или замену. Поврежденных компонентов. 4. Осмотрите днище адсорбера на наличие признаков развития утечек, в случае необходимости произведите замену, - проследите за правильностью подсоединения шлангов. 5. Проверьте проходимость фильтра и контрольного клапана. Поданным под низким давлением воздухом продуйте адсорбер, - воздух подается через идущую от топливного бака трубку и должен свободно выходить через прочие подведенные к сборке трубки. Неисправный адсорбер подлежит замене (см. ниже). | |
Система управления продувкой адсорбера Модели 1990 ? 1993 г.г. вып., кроме оборудованных двигателем 2.0 л DOHC с турбонаддувом (1990 ? 1992) |
1. Отсоедините от корпуса дросселя помеченный красными полосами вакуумный шланг и подсоедините к нему ручной вакуумный насос. | 2. Закупорьте открытый штуцер на корпусе дросселя. | 3. Дождитесь остывания охлаждающей жидкости до температуры ниже 60°С и при работающем на холостых оборотах двигателе создайте на клапане разрежение глубиной 376 мм рт. ст., - оно должно надежно удерживаться клапанной сборкой. Та же картина должна иметь место на холостых оборотах и после прогрева двигателя свыше 70°С. 4. Теперь поднимите частоту вращения двигателя до 3000 об/мин и повторите проверку до истечения 3-минутного интервала, - разрежение не должно создаваться. При работе двигателя на повышенных оборотах в течение более чем 3 минут возможность создания разрежения должна восстановиться при отсутствии факта его удержания. | Если проверка производится на высоте более чем 2200 м над уровнем моря, либо при температуре всасываемого воздуха свыше 50°С, утечка разрежения будет иметь мест постоянно. | 5. При отрицательных результатах описанной выше проверки следует произвести замену управляющего клапана. | |
Модели 1990 ? 1992 г.г. вып., оборудованные двигателем 2.0 л DOHC с турбонаддувом |
1. Отсоедините шланг продувки от впускного воздуховода и закупорьте последний. 2. Подключите к шлангу ручной вакуумный насос. 3. Дождитесь остывания охлаждающей жидкости до температуры ниже 60°С и при работающем на холостых оборотах двигателе создайте на клапане разрежение глубиной 376 мм рт. ст., - оно должно надежно удерживаться клапанной сборкой. При повышении оборотов до 3000 в минуту герметичность клапана также не должна нарушаться. 4. Теперь прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости свыше 70°С и повторите проверку: на холостых оборотах разрежение вновь должно надежно удерживаться клапаном, при частоте вращения двигателя 3000 об/мин в течение первых 3 минут возможность создания на клапане требуемого (376 мм рт. ст.)разрежения должна отсутствовать, затем оно должно создаваться мгновенно при отсутствии факта его удержания. | Если проверка производится на высоте более чем 2200 м над уровнем моря, либо при температуре всасываемого воздуха свыше 50°С, утечка разрежения будет иметь мест постоянно. | 5. При отрицательных результатах описанной выше проверки следует произвести замену управляющего клапана. | |
Модели с 1994 г. вып. |
1 Подключите между продувочным шлангом и угольным адсорбером расходомер типа MB991700. 2. Включите нейтральную передачу (РКПП), либо переведите рычаг селектора в положение “Р” (АТ). Выключите все бортовые потребители электроэнергии и прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры (80 ? 95 °С). 3. Дайте двигателю поработать на холостых оборотах в течение 3 ? 4 минут, затем несколько раз выжмите педаль ножного тормоза, считывая показания измерителя. Требуемое значение составляет 20 см/сек. 4. Если результат измерения окажется ниже оговоренного значения, повторите проверку при отсоединенном от адсорбера вакуумном шланге, - в случае необходимости удалите причину блокировки последнего. Если отсоединение шланга не приведет к требуемому повышению интенсивности продувки, проверьте проходимость штуцера его подсоединения на корпусе адсорбера, попробуйте также заменить электромагнитный и исполнительный клапаны управления продувкой. 5. Если интенсивность продувки соответствует номиналу, замените угольный адсорбер. | |
Клапан управления продувкой Модели 1990 ? 1993 г.г. вып., оборудованные двигателем 2.0 л с турбонаддувом |
1 Снимите установленный справа от батареи клапан управления продувкой угольного адсорбера. | 2. Подсоедините к вакуумному штуцеру на клапане ручной вакуумный насос. | 3. Проверьте герметичность клапанной сборки: клапан должен начать пропускать воздух, подаваемый в штуцер подключения к адсорберу, лишь при создании на нем разрежения глубиной около 203 мм рт. ст.. 4. Теперь подключите насос к напорному штуцеру клапана и создайте разрежение глубиной 399 мм рт. ст., - клапан должен оставаться герметичным. 5. Неисправный клапан подлежит замене. | |
Электромагнитный клапан продувки адсорбера системы EVAP Модели 1990 ? 1993 г.г. вып., кроме оборудованных двигателем 2.0 л DOHC с турбонаддувом (1990 ? 1992) |
1. Промаркируйте и отсоедините от электромагнитного клапана управления продувкой два вакуумного шланга. 2. Отсоедините от клапана электропроводку. | 3. Подсоедините ручной вакуумный насос к штуцеру подключения помеченному красными полосами вакуумных шланга на клапанной сборке. | | 4. Создайте на клапане разрежение и проверьте герметичность сборки при подаче на него напряжения от батареи и без таковой: в первом случае разрежение удерживаться не должно, во втором - должно. | | 5. Измерьте сопротивление между клеммами контактного разъема клапана. Требуемое значение составляет 36 ? 44 Ом при 20°С. | 6. Неисправный клапан подлежит замене. | |
Модели 1990 ? 1992 г.г. вып., оборудованные двигателем 2.0 л DOHC с турбонаддувом |
1. Промаркируйте и отсоедините от электромагнитного клапана управления продувкой два вакуумных шланга. 2. Отсоедините от клапана электропроводку. 3. Подсоедините ручной вакуумный насос к штуцеру подключения помеченному красными полосами вакуумного шланга на клапанной сборке. 4. Создайте на клапане разрежение и проверьте герметичность сборки при подаче на него напряжения от батареи и без таковой: в первом случае разрежение должно удерживаться, во втором - нет. 5. Измерьте сопротивление между клеммами контактного разъема клапана. Требуемое значение составляет 36 ? 44 Ом при 20°С. 6. Неисправный клапан подлежит замене. | |
Модели с 1994 г. вып. |
1. Промаркируйте и отсоедините от электромагнитного клапана управления продувкой вакуумные шланги. 2. Отсоедините от клапана электропроводку. | 3. Подсоедините ручной вакуумный насос к штуцеру А на клапанной сборке. | 4. Создайте на клапане разрежение и проверьте герметичность сборки при подаче на него напряжения от батареи и без таковой: в первом случае разрежение должно удерживаться, во втором - нет. | 5. Измерьте сопротивление между клеммами контактного разъема клапана. Требуемое значение составляет 25 ? 44 Ом при 20°С. | 6. Неисправный клапан подлежит замене. | |
Снятие и установка компонентов Угольный адсорбер |
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. | Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие! | 2. В случае необходимости поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. Снимите правое переднее колесо и локер защиты его арки. 3. Предварительно тщательно промаркировав, отсоедините от адсорбера все вакуумные линии. | 4. Выверните крепежные болты/отпустите фиксаторы и снимите сборку адсорбера с автомобиля. | 5. Установка производится в обратном порядке. | |
Электромагнитные клапаны |
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. | Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие! | 2. Тщательно промаркируйте и отсоедините от электромагнитного клапана управления продувкой адсорбера вакуумные шланги и электропроводку. 3. Снимите клапан в сборе с опорным кронштейном и извлеките его из двигательного отсека автомобиля. 4. Установка производится в обратном порядке. | |