Проверка уровней жидкостей, контроль утечек
| Ниже описаны процедуры проверки уровней жидкостей, производимые каждые 1000 км пробега, ежемесячно и перед каждой дальней поездкой. Описание других проверок уровней жидкости можно найти далее в Разделах, посвящённых специфическим процедурам обслуживания. Независимо от интервалов проверки по графику не допускайте, чтобы жидкость вытекала под автомобиль, такие утечки указывают на неисправность, которую следует устранять немедленно. |
Жидкости являются неотъёмлемой составной частью систем смазки, охлаждения, тормозной и системы омывания ветрового стекла. Ввиду постепенного расхода и/или загрязнения жидкостей в процессе нормальной эксплуатации автомобиля, их следует периодически заменять. Ознакомьтесь с Разделом «Типы и объёмы применяемых смазок и жидкостей» в Спецификациях, прежде чем приступать к доливанию жидкости в какой-либо из перечисленных компонент.
| При любой проверке уровня жидкости автомобиль должен стоять на ровной поверхности. |
Визуально проверьте на наличие негерметичности, потёртостей, трещин и повреждений следующие трубопроводы, шланги и присоединения: · Топливопроводы; · Шланги системы охлаждения; · Тормозные трубопроводы и шланги; · Гидравлические линии усилителя руля; · Линии кондиционера.
Двигательное маслоВизуальный контроль утечек |
1. При замасленном двигателе и большом расходе масла проверьте места утечек. Для этого проверяются следующие места: · Прокладка крышки заливной горловины на наличие трещин или повреждений. · Вентиляция картера: вентиляционный шланг от крышки головки цилиндров к шлангу всасывания воздуха. · Прокладка крышки головки цилиндров. · Прокладка головки цилиндров. · Пробка удаления масла (круглое кольцо). · Прокладка масляного фильтра: прилегание фильтра к фланцу. · Прокладка поддона картера. · Передний и задний сальники коленчатого вала. 2. Так как при наличии негерметичности масло распространяется по большой поверхности двигателя, места утечек сразу определить сложно. 3. Промойте двигатель. Генератор закройте пластиковым пакетом. Опрыскайте двигатель обычным холодным очистителем и через непродолжительное время промойте водой на автомойке. 4. Места сопряжения и сальники на двигателе посыпьте снаружи известью или тальком. 5. Проверьте уровень масла, при необходимости долейте. 6. Сделайте пробную поездку. Так как масло в горячем двигателе снижает свою вязкость и быстрее выступает в местах утечек, необходимо пробную поездку выполнить на расстояние около 30 км по скоростной трассе. В заключение исследуйте двигатель с помощью лампы и локализуйте места утечек, устранив неисправности. | |
Проверка уровня масла щупом |
| Уровень масла отображается индикатором, расположенным на приборной доске (см. выше). У 4-цилиндровых бензиновых двигателей «271» с 6/02 выпуска, а также у 6-цилиндровых бензиновых двигателей и у дизельных двигателей отверстие для указателя уровня масла (1) закрыто пробкой (2). У этих двигателей для проверки уровня масла при проведении технического обслуживания применяется специальный щуп ЕТ № 120 589 07 21 00. | | |
4-цилиндровый бензиновый двигатель |
1. Проедьте на автомобиле для прогрева двигателя и остановитесь на ровной площадке. 2. После остановки двигателя подождите примерно 5 мин, чтобы масло стекло в поддон картера. Если приступить к измерению уровня двигательного масла сразу после выключения двигателя, часть масла останется в верхней части двигателя, что существенно отразится на точности измерения. | 3. Выньте указатель уровня масла (1) и протрите его чистой тряпкой. (2) – крышка отверстия для заливания масла. | 4. Введите в отверстие до упора указатель уровня и снова выньте его. | 5. Проверьте уровень масла по указателю. Он должен находиться между отметками MAX (3) и MIN (4). | Если уровень масла лежит выше отметки MAX, имеется опасность повреждения каталитического преобразователя. | | 6. Если уровень масла находится у отметки (4) или ниже, необходимо долить масло до отметки MAX. Разница в уровнях масла между отметками MAX и MIN соответствует объёму в 2 л. | Если случайно масло было перелито, необходимо отсосать его с помощью специального прибора. | 7. Масло доливается через пробку (2) крышки головки цилиндров. (1) – указатель уровня масла (обратитесь к иллюстрации 5.10). Для доливания используйте только указанное в Спецификациях масло. | Произвольное сочетание масел различных типов не рекомендуется. По возможности не следует также смешивать масла одного типа, но различных марок. Двигательные масла одного типа, одной марки, но различной вязкости, при необходимости, могут смешиваться. | | |
6-цилиндровый бензиновый двигатель 112, дизельные двигатели |
1. Проедьте на автомобиле, чтобы прогреть двигатель и остановите автомобиль на ровной площадке. 2. После остановки двигателя подождите примерно 5 мин, чтобы масло стекло в поддон картера. | 3. Снимите крышку (1) с отверстия для указателя уровня масла (2). (3) – топливный фильтр, на иллюстрации показан дизельный двигатель 611. | 4. Вставьте в отверстие до упора специальный щуп определения уровня масла. 5. Спустя 3 сек. выньте указатель уровня и проверьте по нему уровень масла.Двигатель 112: Уровень масла согласно щупу | Объём масла | 120 мм | 4.00 л | 126 мм | 4.50 л | 132 мм | 5.00 л | 140 мм | 5.50 л | 148 мм | 6.00 л | 154 мм | 6.46 л | 161 мм | 7.00 л | 168 мм | 7.50 л | 175 мм | 8.00 л | 183 мм | 8.50 л | 187 мм | 8.75 л | 6. Бензиновый двигатель 112: Перерассчитайте уровень масла, приведенный в таблице, в соответствующий объём. Определите разницу и при необходимости долейте её в двигатель. 7. Дизельные двигатели 611: Двигатели до № 448 572 (Инд.№ 30, завод в Унтертюркхайме) и № 069 844 (Инд. № 40, завод в Берлине) MAX = 138 мм, MIN = 110 мм. Двигатели начиная с № 448 573 (Инд. № 30, завод в Унтертюркхайме) и двигателя № 069 845 (Инд. № 40, завод в Берлине) – MAX = 127.5 мм, MIN = 99.5 мм. | Инд. № находится сзади 6-разрядного обозначения модели двигателя, например, «611.962». | 8. Дизельный двигатель 612: Двигатели до № 134 163 MAX = 135 мм, MIN = 110 мм. Двигатели начиная с № 134 164 MAX = 124.5 мм, MIN = 99.5 мм. 9. Дизельный двигатель 612: уровень масла должен находиться между отметками MAX и MIN. | |
Расход двигательного масла Макс. 1л/1000 км, в зависимости от стиля вождения. Расход масла двигателем может быть определён только после прохождения длинной дистанции. В период обкатки он может превышать приведенное значение. Частое движение с высокими оборотами двигателя ведёт к увеличению расхода масла. Проверка уровня масла является важной профилактической процедурой. Постоянное падение уровня масла указывает либо на наличие его утечек через повреждённые сальники или ослабшие соединения, либо на его выжигание (внутренние утечки через изношенные поршневые кольца или через направляющие втулки клапанов). Кроме того, следует обращать внимание и на состояние самого масла. Если масло имеет молочный цвет или в его составе можно заметить капли воды, это указывает на возможное нарушение герметичности прокладки головки цилиндров или наличие трещины в головке или блоке цилиндров. В этом случае двигатель следует отремонтировать немедленно. Каждый раз при измерении уровня масла перед протиркой лезвия щупа проведите по нему большим и указательным пальцами руки. Если при этом будут обнаружены налипшие на щуп частицы грязи или металлические частицы, масло следует заменить (обратитесь к Разделу
Замена двигательного масла и масляного фильтра).
Охладитель двигателя |
| Не допускайте попадания антифриза на Вашу кожу или на окрашенные поверхности автомобиля. Если это все же произошло, немедленно смойте антифриз обильным количеством воды. Антифриз крайне токсичен в случае попадании в организм. Никогда не оставляйте его без присмотра в открытом контейнере или пролитым на пол; детей или животных может привлечь его сладкий запах и они могут выпить его. | 1. Все автомобили, рассматриваемые в данном Руководстве, оборудованы системой охлаждения с избыточным давлением компенсационного типа. Белый пластиковый расширительный бачок расположен в двигательном отсеке и соединён шлангом с радиатором. По мере разогрева двигателя в процессе его работы расширяющийся охладитель заполняет бачок. При остывании двигателя охладитель автоматически поступает обратно в систему охлаждения, что обеспечивает поддержание постоянного уровня. | 2. Проверка уровня охладителя в резервуаре должна производиться регулярно, при строго горизонтальном положении автомобиля и выключенном двигателе. В холодном состоянии охлаждающей жидкости её уровень должен доходить в расширительном бачке до уровня, указанного стрелкой на иллюстрации. | В горячем состоянии охлаждающей жидкости уровень должен быть примерно на 1.0 см выше. Добавляйте 40%/60%-ную смесь антифриза на основе этиленгликоля с водой. Следует применять состав, указанный в Спецификациях. | Не снимайте крышку заливной горловины расширительного бачка или крышку радиатора для проверки уровня охладителя до полного остывания двигателя! Уровень в резервуаре колеблется в зависимости от температуры двигателя. Когда двигатели холодный, уровень охладителя должен быть выше метки «MIN» на резервуаре. По мере нагревания двигателя уровень должен приближаться к метке «MAX». Если это не так, дайте двигателю остыть и затем снимите крышку с резервуара. | 3. Прогоните автомобиль и снова измерьте уровень охладителя. Если до нужного уровня требуется долить лишь небольшое количество охладителя, то для этого можно использовать чистую воду. Однако частые добавления воды разбавят антифриз. Для того, чтобы обеспечить нормальное соотношение антифриза и воды, всегда доливайте до нужного уровня требуемой смесью. 4. Если уровень охладителя падает регулярно, то в системе возможно наличие утечки. Осмотрите радиатор, шланги, крышку заливной горловины, сливные пробки и водяной насос (обратитесь к Разделу Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости. Замена жидкости). Если утечек не обнаружено, произведите проверку герметичности крышки расширительного бачка и радиатора в условиях СТО. 5. Если Вам нужно снять крышку, подождите, пока двигатель полностью остынет, затем оберните кусок толстой ветоши вокруг крышки и отверните её до первого упора. Если при этом из-под крышки начнет вырываться пар или охладитель, дайте двигателю ещё немного остыть, и лишь затем снимите крышку. 6. Необходимо также проверять состояние охладителя. Он должен быть относительно чистым. Если жидкость имеет бурый или ржавый цвет, её необходимо слить, промыть систему и заполнить её новой смесью. Даже если охладитель выглядит нормально, входящие в его состав ингибиторы коррозии со временем теряют свою эффективность, поэтому его следует заменять через определённые промежутки времени. 7. Для проверки морозоустойчивости охлаждающей жидкости необходимо использовать ареометр. | |
Тормозная жидкость |
| Тормозная жидкость может причинить вред Вашим глазам и повредить окрашенные поверхности автомобиля, поэтому будьте крайне осторожны при обращении с ней. Не пользуйтесь тормозной жидкостью, которая долгое время стояла открытой, или которой больше одного года. Тормозная жидкость имеет свойство поглощать влагу из воздуха, что может привести к опасной потере эффективности тормозной системы. Используйте только рекомендованный тип тормозной жидкости. Смешивание различных типов жидкости может привести к отказу тормозной системы. | | 1. Резервуар для тормозной жидкости (1) находится сзади слева в двигательном отсеке. Он имеет две камеры, каждая для своего тормозного контура. | 2. Уровень тормозной жидкости проверяется визуально, по меткам на пластиковом резервуаре, установленном на главном цилиндре. При закрытой крышке уровень тормозной жидкости должен находиться между отметками MAX (2) и MIN (3).Если уровень ниже допустимого, сначала протрите верх резервуара и крышку чистой ветошью, чтобы предотвратить попадание грязи в систему после снятия крышки. Долейте до нужного уровня рекомендованной жидкостью, но не переливайте. 3. Пока снята крышка резервуара, проверьте жидкость и резервуар главного цилиндра на наличие загрязнений. Если в нём присутствуют частицы ржавчины, грязи или капли воды, жидкость из системы следует слить и залить новую. 4. После дополнения резервуара до нужного уровня удостоверьтесь, что крышка установлена ровно, во избежание утечек жидкости и/или попадания грязи. 5. Уровень жидкости в главном цилиндре будет слегка падать в результате изнашивания фрикционных накладок тормозных колодок. Нет необходимости доливать её до тех пор, пока уровень остаётся возле метки «MIN»; он поднимется после замены накладок. Очень низкий уровень может указывать на износ тормозных колодок. Проверьте их на наличие износа (обратитесь к Разделу Проверки тормозной системы. Регулировка стояночного тормоза). 6. Если уровень тормозной жидкости постоянно падает, немедленно проверьте всю систему на наличие утечек. Обследуйте тормозные линии, шланги и штуцерные соединения, вместе с суппортами, колесными цилиндрами и главным цилиндром (обратитесь к Разделам Проверки тормозной системы. Регулировка стояночного тормоза, Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек). 7. Если при проверке уровня жидкости резервуар окажется пуст или почти пуст, тормозная система должна быть проверена на наличие утечек и прокачана (обратитесь к Главе Сцепление и приводные валы). | |
Проверка уровня масла в резервуаре гидравлической системы усилителя рулевого управления Резервуар гидравлической системы усилителя рулевого управления находится в задней части двигательного отсека. Обратитесь к Разделу
Проверка уровня жидкости системы гидроусиления руля.
Жидкость омывателя ветрового стекла Концентрат стекломоющего средства легко воспламеняем. При обращении с концентратом стекломоющего средства применение огня, открытого пламени и курение запрещаются.
|
| 1. Откройте крышку (1) и проверьте визуально уровень жидкости. | 2. При необходимости долейте смесь из концентрата для мойки стёкол и питьевой воды. Вместимость резервуара приведена в Спецификациях. 3. В районах с умеренным климатом систему можно заправить обычной водой, но рекомендуется добавлять в воду средство для мытья стёкол. Резервуар должен заполняться не более, чем на две трети, чтобы оставалось свободное пространство на случай расширения воды при замерзании. В районах с холодными климатическими условиями следует использовать специальный антифриз для омывания ветрового стекла, снижающий точку замерзания жидкости, который можно приобрести в любом магазине автомобильных аксессуаров. Обычно он продается в концентрированном или готовом виде. Если Вы приобрели концентрированный антифриз, смешайте его с водой в соответствии с инструкцией производителя на упаковке. | Для моделей с обогреваемыми жиклёрами, как правило, достаточная морозоустойчивость смеси до -10°С. | | Не используйте антифриз системы охлаждения - он повредит окрашенные поверхности автомобиля. | 4. Проверьте регулировку жиклёров, обратитесь к Главе Кузов. | |