Система заряда общая информация и меры предосторожности
Общая информация
К числу компонентов системы заряда относятся генератор переменного тока, встроенный в него регулятор напряжения, индикатор уровня заряда, аккумуляторная батарея, защитная плавкая вставка и соединяющая перечисленные компоненты электропроводка. Система заряда обеспечивает подачу электрического питания к системе зажигания, осветительным и сигнальным приборам, радиоприемнику и прочим потребителям электроэнергии. Генератор приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала и установлен в передней части двигателя. Дополнительную информацию по электрическим соединениям компонентов системы заряда можно почерпнуть из схем электрических соединений (см. Главу Бортовое электрооборудование).
Электронный блок управления (ECU), в зависимости от текущих значений входных параметров (обороты двигателя, скорость движения автомобиля, температура охлаждающей жидкости, количество включенных потребителей электроэнергии и температура всасываемого воздуха), выдает команду на корректировку величины вырабатываемого генератором напряжения. Главной задачей системы является минимизация нагрузки на двигатель транспортного средства.
Задачей регулятора напряжения является ограничение вырабатываемого генератором напряжения в заданных пределах. Регулятор предотвращает перегрузки контуров и прочие неприятные явления, связанные со скачками напряжения.
Система заряда не нуждается в регулярном обслуживании. Тем не менее, следует периодически проверять состояние приводного ремня генератора, батареи, электропроводки и ее клеммных соединений (см. Главу Текущее обслуживание).
Вмонтированная в приборный щиток контрольная лампа кратковременно включается при повороте ключа зажигания в положение ON. Сразу после осуществления запуска двигателя лампа должна погаснуть. Отказ лампы от выключения свидетельствует о неисправностях в системе заряда. На некоторых моделях в приборный щиток дополнительно устанавливается вольтметр, позволяющий водителю во время отслеживать отклонения бортового напряжения от нормы. При выходе показаний вольтметра за пределы допустимого диапазона следует произвести проверку системы заряда.
Плавкая вставка представляет собой короткий отрезок помещенной в изоляцию проволоки, вмонтированный в главную косу электропроводки двигательного отсека. Суммарное сечение жилы проводника вставки в несколько раз меньше чем у электропроводки цепи, в которую она включена, что гарантирует надежную защиту последней от перегрузки.
Меры предосторожности
При стыковке клеммных соединений электрических цепей оборудованных генератором переменного тока автомобилей следует соблюдать особые меры предосторожности:
a) При подсоединении электропроводки батареи к генератору ни в коем случае не допускайте нарушения полярности; b) Прежде чем применять при кузовном ремонте электродуговую сварку отсоединяйте электропроводку от клемм генератора и аккумуляторной батареи; c) Ни в коем случае не производите запуск двигателя при подключенном к батарее зарядном устройстве; d) Всегда, прежде чем производить зарядку батареи от внешнего источника питания, отсоединяйте от нее провода (сначала отрицательный); e) Старайтесь не допускать попадание рук, волос и свободных частей одежды в контакт с вращающимся приводным ремнем генератора во время производимых при работающем двигателе проверок; f) Так как генератор подсоединен непосредственно к батарее, его перегрузки и короткие замыкания способны вызвать воспламенение электропроводки и явиться причиной пожара; g) Прежде чем приступать к паровой чистке двигательного отсека заворачивайте генератор в полиэтиленовый пакет, который затем следует надежно закрепить резиновыми бандажами.