4.1.13. Система смазки
Система смазки
| 1 – масляный насос, 2 – масляный поддон, 3 – масляный фильтр, 4 – указатель уровня масла |
Масляный насос забирает моторное масло из картера и под давлением подает его через короткий канал к полнопроточному масляному фильтру. Находящийся в насосе предохранительный клапан регулирует максимальное давление создаваемое насосом. При превышении давления создаваемого насосом, клапан открывается и перепускает масло в картер. Очищенное масло через фильтр поступает в главную масляную магистраль. В случае засорения фильтра открывается редукционный клапан и часть масла, без очистки, направляет в главную магистраль. От главной магистрали масло по пяти маленьким каналам поступает к коренным шейкам коленчатого вала. Через диагональные отверстия в коленчатом вале масло поступает к шатунным шейкам и далее разбрызгивается на стенки цилиндров. С главной магистрали масло поступает к промежуточному валу и далее к распределителю зажигания. Одновременно, моторное масло через три маслопровода подается непосредственно к подшипникам распредвала. Со среднего подшипника, через распылительные маслопроводы масло подается на все кулачки и рычаги.
Система вентиляции картера | 1 – регулировочный клапан, 2 – сепаратор, 3 – фильтр в масляной крышке |
Через масляный сепаратор (2) с регулируемым клапаном (1) картерные газы отводятся во впускной коллектор. Вентиляция картера зависит от потока засасываемого воздуха работающим двигателем. Регулировочный клапан, так же как и фильтр в масляной пробке, необходимо промывать в топливе через каждые 20 000 км пробега. Замену клапана необходимо производить через каждые 40 000 км пробега автомобиля.
Проверка давления масла
Масляный насос
| 1 – корпус, 2 – наружная шестерня, 3 – внутренняя шестерня, 4 – крышка, 5 – сетка маслоприемника, 6 – трубка маслоприемника, 7 – прокладка, 8 – предохранительный клапан |
Установка манометра для проверки давления масла
Установка трубопровода подачи масла к подшипникам распредвала
Крепление масляного насоса
| 1 – болты крепления насоса, 2 – насос, 3 – трубка маслоприемника |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Прогреть двигатель до нормальной рабочей температуры. | 2. Отсоединить электрический провод от датчика контрольной лампочки давления масла и отвинтить ее датчик (в автомобилях, оснащенных манометром давления масла, отсоединить штуцер его трубопровода). | 3. Завинтить в отверстие в блоке цилиндров контрольный манометр. | 4. Запустить двигатель и проверить давление масла при числе оборотов холостого хода и выше 2000 об/мин. Давление масла должно составлять минимум 100 кПа, но не выше 500 кПа. | 5. Отвинтить манометр и завинтить датчик контрольной лампочки давления масла. | |
Замена масяного фильтра
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отвинтить от блока цилиндров масляный фильтр. | 2. Смазать маслом поверхность прокладки нового масляного фильтра. | 3. Завинтить масляный фильтр до касания прокладки о поверхность блока цилиндров. Затем затянуть фильтр рукой еще на 3/4 оборота. | |
Ремонт масляного насоса
Предупреждение Шестерни масляного насоса подобраны парами и в случае необходимости следует заменять обе шестерни.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Нанести на задней поверхности наружной шестерни (большей) знак для ее установки в таком же положении относительно внутренней шестерни (меньшей) в процессе сборки, в каком она была извлечена из фабричной упаковки. | 2. Снять масляный поддон двигателя. | 3. Снять масляный насос, отвинтив три болта крепления насоса к блоку цилиндров. | 4. Снять крышку масляного насоса и извлечь шестерни, а также снять трубопровод подачи масла к насосу. | 5. Пробить отверстие в середине резиновой пробки перепускного клапана насоса. | 6. Извлечь резиновую пробку при помощи болта соответствующего диаметра. | 7. Извлечь пружину и поршень перепускного клапана. | 8. Вставить обе шестерни в корпус насоса, соблюдая их правильное взаимное расположение. | 9. При помощи линейки и щупа измерить величину зазора между плоскостью корпуса насоса и задними плоскостями шестерен. Если он превышает максимально допустимое значение, следует заменить корпус насоса. | 10. При помощи щупа проверить зазор между наружной шестерней и корпусом насоса. Если он превышает максимально допустимое значение, следует заменить корпус насоса. | 11. Смазать части перепускного клапана моторным маслом и установить перепускной клапан. | 12. Установить резиновую пробку перепускного клапана плоской стороной наружу. Она должна находиться на краю уплотняемой поверхности трубопровода подачи масла к насосу. | 13. Смазать моторным маслом обе шестерни насоса. | 14. Установить крышку масляного насоса и затянуть ее болты соответствующим моментом. | 15. Вставить вал, передающий привод от промежуточного вала (конец с несимметричным выступом должен быть направлен в сторону распределителя зажигания), в вал привода насоса и, поворачивая его рукой, убедиться, что шестерни насоса взаимодействуют без заеданий. | 16. Установить прокладку и трубопровод подачи масла к насосу. | 17. Установить масляный насос в блок цилиндров, затягивая болты крепления соответствующим моментом. | | 18. Прикрепить масляный поддон к блоку цилиндров. Следует начинать с болта (А) к (В), а затем с болта (В) к (А). | |