4.1.5.3. Разборка и сборка головки блока цилиндров
Узел головки блока цилиндров
| 1 – крышка головки блока цилиндров, 2 – прокладка крышки, 3 – втулки подшипников распредвала, 4 – головка блока цилиндров, 5 – уплотнительное кольцо распредвала, 6 – трубопровод подачи масла к подшипникам распредвала, 7 – прокладка головки блока цилиндров |
Продольная фиксация распредвала
| 1 – установочная пластина, 2 – распредвал |
Разборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Расположить головку блока цилиндров в передней и задней частях на двух деревянных брусках. | 2. Снять впускной коллектор вместе с карбюратором и трубкой отвода охлаждающей жидкости. | 3. Отвинтить термический кожух, а затем выпускной коллектор. | 4. Отвинтить шпильки крепления обоих коллекторов. | 5. Отвинтить датчик температуры охлаждающей жидкости. | 6. Снять трубки подачи масла к подшипникам распредвала. | | 7. Снять (приспособление 21.005 А) по порядку пружины рычага клапанов, а также рычаги клапанов. | 8. Сжать по порядку пружины клапанов (приспособление 21.005 А), извлечь клинья сухари крепления верхней упорной тарелки пружины. Снять верхнюю тарелку и пружину клапана, обращая внимание, чтобы не повредить шейки клапана. | 9. Снять шкив с распредвала, придерживая распредвал плоским ключом за пазы за шестым кулачком. Снять упорную прокладку шкива распредвала, а также его уплотнительное кольцо. | 10. Отвинтить два болта крепления упорного фланца в задней части распредвала и осторожно вытянуть назад распредвал. Отвинтить болты, образующие упор для рычага клапанов, заканчивающиеся шаровыми наконечниками. Если они будут использоваться позже, то следует обозначить их таким образом, чтобы в процессе сборки они были установлены в тех же самых местах и могли взаимодействовать с теми же рычагами клапанов. | 11. Отвинтить натяжное устройство зубчатого ремня (приспособление 21.012) и снять дистанционную втулку. | |
Проверка направляющих втулок клапанов Изношенные направляющие втулки клапанов не обеспечивают соосной установки клапанов в седлах, что приводит к значительному увеличению расхода топлива и масла.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Вставить клапан в направляющую втулку и перемещая клапан в поперечном направлении проверить зазор. | 2. Если зазор превышает допустимые нормы необходимо произвести обработку направляющей втулки с помощью соответствующей развертки до ближайшего увеличенного размера. Обработку направляющей втулки необходимо начинать со стороны камеры сгорания. | 3. Если направляющие втулки подвергались обработке, необходимо устанавливать клапаны со стержнями увеличенного диаметра. | 4. Обработка седел клапанов в головке блока цилиндров. | 5. Седла клапанов со следами износа или подгорания необходимо обработать с обязательным сохранением углов и величины фаски. В противном случае необходимо произвести замену головки блока цилиндров.После любой обработки седел клапанов необходимо провести притирку клапанов. | |
Притирка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Притирку клапанов необходимо производить с применением только мелкозернистой полировочной пасты. | | 2. Поверхность седла клапана смазать небольшим количеством пасты и установить клапан в соответствующее седло. Плотно прижать к тарелке клапана резиновую присоску и вращать клапан в одну или другую сторону. | 3. После окончания процесса притирки все детали тщательно очистить от грязи и пасмты и проверить седло и тарелку клапана. Должно быть видно сплошное матовое кольцо на обеих деталях, которое указывает ширину фаски клапана. | |
Сборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Завинтить шпильки крепления коллекторов, а затем датчик температуры охлаждающей жидкости. | 2. Смазать маслом для гипоидных передач класса SAE 80/90 щейки, кулачки и упорные поверхности распредвала, внутренние поверхности подшипниковых колец, шаровые наконечники болтов упора рычага клапанов, а также поверхности рычага клапанов, взаимодействующие с кулачками распредвала. | 3. Вставить сзади головки блока цилиндров распредвал до установки его шеек в кольцах подшипников, обращая внимание , чтобы не повредить поверхностей скольжения. | 4. Завинтить болты, поддерживающие рычаг клапанов и гайки, предохраняющие их от отвинчивания. Смазать стержни клапанов и направляющие клапанов маслом для гипоидных передач класса SAE 80/90. Вставить клапана и оклеить липкой лентой места установки сухарей. | | 5. Смазать моторным маслом маслоотражательные колпачки, вставить их (приспособление 21.007) и снять клейкую ленту со стержней клапанов. | 6. Вставить по порядку пружины клапанов и верхние тарелки. Сжать пружины и вставить сухари. | 7. Установить рычаг клапанов. | 8. Смазать маслом и установить новое уплотнительное кольцо переднего подшипника распредвала. | 9. Вставить упорную подкладку и шестерню (усиленной стороной наружу) на распредвал. | | 10. Установить пружины, удерживающие рычаг клапанов и отрегулировать зазор клапанов. | 11. Установить дистанционную втулку, кожух зубчатого ремня и натяжное устройство. | 12. Привинтить трубопровода подачи масла к подшипникам распредвала, камеру отвода охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров, а также термостат (новая прокладка). | 13. Уложить на прокладке впускного коллектора уплотнительный шнур 5 мм (А 70 SX 19554-BA), установить новые прокладки выпускного коллектора и привинтить оба коллектора. | 14. Привинтить тепловой кожух выпускного коллектора. | Предупреждение В случае установки ранее использовавшихся клапанов в новую головку блока цилиндров следует поступать следующим образом: – притереть клапана и их гнезда; – тщательно очистить от пасты, оставшейся после притирки, смазать стержни клапанов маслом и затем поступать, как описано выше. | |