1. Снимите головку цилиндров (см. подраздел 3.1.13). |
| |
2. Снимите маслопровод. Уплотнения под головками болтов крепления маслопровода подлежат замене. |
Двигатели М10 и М20 |
3. Вращая эксцентрики коромысла, установите в клапанах предельные зазоры. |
| 4. Проверьте осевой люфт распредвала по индикатору, сместив распредвал в обе стороны до упора и определив разность показаний . |
5. Снимите с распредвала упорную пластину, которая находится либо в передней части головки цилиндров за фланцем шестерни (М10), либо рядом с валиками коромысел внутри головки, в передней ее части (М20 и М40). |
| 6. Снимите заднюю крышку головки цилиндров. |
| 7. Достаньте из коромысел стопорные кольца (показано кольцо проволочного типа). |
| 8. Проверьте зазор между валиками и коромыслами. Для этого покачайте коромысло из стороны в сторону, не допуская скольжения вдоль валика, и определите по индикатору суммарный люфт, который сравните с указанным в подразделе 3.2.2. Если зазор превышает норму, то изношенные детали замените. |
9. На части двигателей достаньте резиновые заглушки (или выверните, если заглушки резьбовые) из передней части головки цилиндров. Заглушки имеются в передней части каждого валика коромысел. |
Предупреждение Если в валиках имеются вваренные заглушки, то их следует удалить в автосервисе. |
10. Проверните распредвал до тех пор пока не ослабнет давление пружин на большей части коромысел. |
11. На тех коромыслах, на которых усилие пружины не ослабло, специальной вилкой, или отвертками, отожмите коромысла коромысла от кулачков распредвала и удерживайте в таком положении при снятии распредвала. Отвертки вставьте на каждом коромысле в зазоры над эксцентриками со стороны клапанов. Как правило, надо удерживать 3–4 коромысла, поэтому понадобится помощник. |
12. После того как коромысла больше не упираются в кулачки распредвала осторожно достаньте распредвал через переднюю часть головки цилиндров. При необходимости поворачивайте распредвал по мере его удаления. Не повредите поверхности постелей под опорные шейки распредвала. |
| 13. Осторожно достаньте валики коромысел. Если в валике имеется резьба, то его можно достать со стороны передней части головки ударным съемником. На двигателях без резьбовых отверстий в валиках выбейте валики ударами со стороны задней части головки по деревянной проставке диаметром немного меньшим отверстия в коромысле. |
14. Достаньте коромысла. |
15. Обозначьте каждое коромысло и валик, чтобы при сборке установить на прежние места. При снятии валиков запомните их ориентацию. Малые смазочные отверстия и выемки направляющей планки должны быть обращены внутрь, большие отверстия должны быть обращены вниз, в сторону направляющих втулок клапанов. |
Двигатель М40 |
Предупреждение На этом двигателе головку переворачивать запрещается. |
16. Проверьте наличие нумерации и ориентационных меток на крышках опорных шеек распредвала. |
| |
17. Постепенно и равномерно отверните болты опорных крышек и распредвала. Снимите крышки. |
18. Достаньте распредвал и задний сальник. |
| 19. Приготовьте кассы для гидротолкателей и рычагов толкателей. |
| 20. Достаньте рычаги гидротолкателей. |
| 21. Достаньте упорные диски. |
| 22. Достаньте гидротолкатели. |
Все двигатели |
| 23. Приготовьте пакетики. Храните детали оснастки каждого клапана вместе в одном пакетике, чтобы при сборке установить на прежние места. |
| 24. Сожмите пружину первого клапана с помощью приспособления и снимите сухари. Осторожно освободите пружину клапана, снимите тарелку пружины, пружину и опорную шайбу. |
25. Достаньте клапан из головки цилиндров. |
26. Повторите те же действия для остальных клапанов. |
27. Очистите головку цилиндров (если двигатель будет разбираться полностью, то головку следует очищать по завершении разборки). |