Содержание [скрыть]
Среди отечественных автолюбителей все большим спросом пользуются легковые автомобили с дизельным силовым агрегатом. В европейских странах такие преимущества, как высокий крутящий момент, серьезная динамика мотора и сниженный расход топлива, устойчиво обеспечивают дизельным машинам до 50% от общего объема продаж.
Однако эксплуатация дизельного автомобиля имеет ряд особенностей, которые могут вызвать серьезные затруднения у владельца, ранее имевшего дело лишь с бензиновыми моторами.
В климатических условиях нашей страны основной проблемой является запуск и нормальное функционирование дизельного мотора в зимнее время, для которого характерны продолжительные воздействия отрицательных температур.
Физика процесса
Для дизельного топлива характерна неприятная особенность – оно изменяет свою структуру при понижении температуры. На морозе в солярке выделяются кристаллы парафина, что приводит к загустению топлива в баке вплоть до желеобразного состояния.
При похолодании до -20 градусов солярка становится мутной, ее вязкость постепенно возрастает. При дальнейшем понижении температуры размеры частиц парафина увеличиваются, и солярка достигает предела фильтруемости, то есть серьезно снижается пропускная способность топливопроводов, а образовавшиеся парафиновые кристаллы забивают топливные фильтры. При снижении температуры до -35 градусов происходит застывание солярки.
Переохлажденная топливная система вызывает проблемы с запуском дизеля вплоть до полной невозможности включения.
Для борьбы с загустением топлива производители выпускают зимние сорта солярки со сниженным количеством парафина и добавлением комплекса антизамерзающих присадок. Однако даже такие сорта топлива не могут полностью исключить эту проблему, к тому же стабильность качества солярки на отечественных АЗС оставляет желать лучшего.
Способы подогрева
Процесс подогрева дизельного топлива преследует две основных задачи:
- Подогрев перед включением двигателя для прочистки топливной системы от загустевшей солярки после длительной стоянки;
- Эксплуатационный подогрев для обеспечения бесперебойной подачи топлива в работающий силовой агрегат.
Технически подогрев реализуется с помощью установки специального подогревателя топливного фильтра дизельного двигателя или других узлов системы питания от топливного бака до форсунок.
Топливозаборник
При отрицательных температурах солярка густеет и начинает замерзать в топливном баке. Для восстановления текучести используют устройства предварительного обогрева, размещенные в районе топливозборника. Подогреватель активируется перед запуском силового агрегата, под действием тепла частицы парафина растворяются, и топливный насос работает в штатном режиме без критических нагрузок.
Фильтр грубой очистки
Для обеспечения приемлемой текучести солярки перед запуском мотора в корпус фильтра или штуцера подачи топлива устанавливается нагревательный элемент мощностью от 20 до 200 Вт. Такое устройство интенсивно растворяет парафиновые частицы и позволяет завести двигатель примерно через пять минут обогрева.
Фильтр тонкой очистки
Фильтр тонкой очистки – это самый чувствительный к холоду узел топливной системы дизеля. Даже при небольшом морозе поры фильтрующего элемента забиваются мелкими частицами кристаллизованного парафина, что препятствует попаданию солярки в двигатель.
При выборе методов обеспечения текучести топлива в зимний период подогрев топливного фильтра следует рассматривать в первую очередь.
Для примера можно оценить эффективность работы бандажного подогревателя топливного фильтра фирмы «НОМАКОН», представленного на следующем видео:
Топливные магистрали
При серьезных заморозках даже предварительно прогретое дизельное топливо может стать вязким при прохождении холодных топливных магистралей. Сохранение приемлемой температуры солярки можно обеспечить как утеплением топливопроводов с помощью термоизоляционных материалов, так и установкой автономных электрических подогревателей.
Виды топливных подогревателей
В зависимости от конструкции и функционального назначения существуют установки для подогрева топлива следующих видов:
- подогреватели ленточного типа;
- бандажные подогреватели;
- проточные обогревающие устройства;
- насадки-подогреватели топливозаборника.
Предпусковые ленточные подогреватели чаще всего применяются для прогрева топливных магистралей и устранения возможных сгустков в топливопроводах малого сечения, вызванных отрицательными температурами. Эластичный ленточный провод позволяет обматывать поверхность деталей любой формы. Бандажные подогреватели топливного фильтра изготавливаются в виде обоймы, которая надевается на корпус топливного фильтра и закрепляется с помощью хомутов. Для лучшей работы на поверхность фильтра предварительно наносится слой термостойкого смазочного состава. Это позволит исключить воздушную прослойку между поверхностями и повысить теплопередачу.
Электроэнергия подается на подогревающее устройство из бортовой сети машины в соответствии с указанной изготовителем схемой подключения.
Типовую комплектацию устройства и подготовку к установке топливного фильтра для дизеля с подогревом на 12 вольт можно увидеть в следующем ролике:
Подогреватели проточного типа устанавливаются перед фильтрующими элементами вразрез топливной магистрали. В процессе работы проточный подогреватель обеспечивает необходимую температуру солярки непосредственно на входе в топливный фильтр, что исключает закупоривание фильтрующего элемента парафиновым осадком.
Проточные подогреватели могут использоваться как самостоятельные устройства, так и в качестве дополнительного элемента комплексной системы подогрева топлива.
Электрические подогреватели-насадки устанавливаются на топливозаборную арматуру непосредственно в баке автомобиля. После подключения к бортовой электросети они обеспечивают предпусковой прогрев солярки для создания однородной жидкой структуры и растворения парафиновых частиц.
Также подогревательные устройства различают по способу активации:
Подогреватели с ручным управлением потребляют энергию от АКБ и включаются перед пуском двигателя из салона машины с помощью кнопки. Топливный подогреватель может быть оснащен таймером отключения, который срабатывает спустя 5–10 минут после запуска, что исключает лишнюю нагрузку на аккумулятор из-за человеческой забывчивости.
Автоматические обогревательные системы интегрируются в электронную систему управления машины. Они могут включаться программируемым контролером через установленные промежутки времени, в зависимости от температуры за бортом автомобиля или с брелока сигнализации.
Подогреватель своими руками
Идея предварительного подогрева дизельного топлива не нова. Еще советские автомобилисты боролись с замерзанием солярки с помощью пятидесятиваттной лампочки, установленной в топливный бак. При включении лампочка выделяла тепло, которое растворяло парафиновые отложения. Также для обеспечения нормального запуска дизеля в зимний период умельцы врезали в сливной клапан топливного фильтра калильную свечу.
Современные материалы и технологии позволяют реализовать подогрев топливного фильтра дизеля своими руками на более надежном и технологичном уровне.
Для самостоятельного изготовления подогревателя топливного фильтра понадобятся следующие материалы:
- около 10 метров нихромовой проволоки (также подойдет медная с лаковой изоляцией);
- стеклоткань;
- термостойкий герметик;
- кнопка-выключатель на панель приборов;
- предохранитель на 15 ампер с колодкой;
- реле;
- разъемы «папа-мама»;
- провода;
- инструменты и материалы для пайки.
Стеклоткань вырезается по габаритам детали и с помощью герметика приклеивается к корпусу топливного фильтра. После высыхания на стеклоткань частыми витками наматывается проволока. Сверху конструкция оклеивается вторым слоем стеклоткани, промазанной герметиком, и сушится. К концам проволоки припаиваются разъемы для подключения электропроводки.
Один разъем с помощью провода соединяется с корпусом автомобиля (вывод на массу), провод от второго разъема выводится через имеющиеся технологические отверстия в салон автомобиля для подключения кнопки управления.
Кнопка-выключатель подходящей формы устанавливается на панели управления. Через предохранитель и реле кнопка запитывается от аккумулятора. Возможен вариант подачи напряжения от замка зажигания, чтобы исключить возможность работы подогревателя при выключенном зажигании и разрядке аккумуляторной батареи.