Содержание [скрыть]
Повышение рабочего объёма моторов давно используется автолюбителями. Целью такого тюнинга является увеличение мощности, крутящего момента двигателя. Если вернуться лет на 30 назад, то владельцы отечественных машин проделывали подобное с мотором для перевода его на более дешёвый бензин. Обычно работу поручают мотористам, но при желании её можно выполнить самостоятельно.
О способах увеличения объёма
Специалисты используют три вида работ по изменению рабочего объёма:
- изменение диаметра цилиндра расточкой на станках;
- изменение в большую величину хода поршней;
- одновременное использование обоих способов.
Давайте теперь о способах увеличения объёма двигателя поговорим более конкретно.
Расточка цилиндров
Рабочий объём двигателя и его мощность напрямую зависят от диаметра цилиндров. Увеличение этого показателя приводит к изменениям в большую сторону литража силового агрегата. В некоторых случаях такое изменение происходит без желания владельца.Например, при ремонте двигателя ВАЗ 2101 вместо штатных поршней диаметром 76 мм можно установить изделия с размером 79 мм, рабочий объём мотора с 1100 см3 увеличится уже до 1300 см3. Мало того, есть возможность ещё больше увеличить этот показатель, если расточить цилиндр до диаметра в 80 мм.
Увеличив соотношение поршень/ шатун в сторону большего диаметра поршня, добиваются некоторого увеличения оборотов. Увеличенная площадь его поверхности несколько повышает мощность силового агрегата, его крутящий момент. Это становится возможным из-за большего количества сгораемого топлива в камере сгорания двигателя.
Увеличение хода поршня
Подобный тюнинг можно выполнить без использования оборудования по расточке цилиндров или гильз. Увеличение объёма двигателя получают применением более «длинноходного» коленчатого вала. Как пример можно привести коленчатые валы моторов ВАЗ 2101 и ВАЗ 2103. Ход первого составляет 66 мм, второго вала 80.
Одновременно с этим необходимо корректировать длину шатуна и поршня. Как поступают мотористы в таком случае? Существует две опробованные возможности:
- использование укороченных шатунов;
- применение изделий, у которых отверстие для поршневого пальца смещено вверх.
Как недостаток такой доработки отмечают уменьшение срока службы шатунно-поршневой группы. Применение «длинноходного» вала на «коротком» блоке приводит к увеличению бокового давления на изделие, чем ускоряется износ трущейся пары.
Использование обоих вариантов
Ещё большее увеличение рабочего объёма двигателя получают одновременным увеличением диаметра поршней и их хода. Такая «доводка» мотора является более дорогой от ранее описанных, но позволяет получить максимальный эффект.
В качестве примера можно привести тюнинг силового агрегата ВАЗ 21083. Стандартная величина рабочего хода поршня этого двигателя равна 71 мм. Для тюнинга используют коленчатые валы с ходом 74,8 мм, 75,6 мм.
Использовать штатные поршни и шатуны при такой доработке нельзя. Используют укороченные шатуны, кованные изделия со смещением отверстия для поршневого пальца. Наиболее частым вариантом выбирают установку кованных деталей.
Такая переделка также приводит к дополнительным нагрузкам на пару поршень-шатун, что ускоряет их износ. Также следует отметить, что увеличение рабочего объёма при старых системах впуска и выпуска желаемого эффекта не даст. Необходимо эти системы подогнать под полученный объём силового агрегата.
Что ещё можно сделать
Много лет назад увеличивали рабочий объём двигателя для снижения степени сжатия.
Такой процедурой добивались перехода на низко октановые бензины. Как этого достигали? Здесь также было несколько вариантов. Наиболее простым и доступным способом была установка дополнительных прокладок между блоком и головкой цилиндров. Для этого было налажено производство металлических прокладок.
Их устанавливали между двух штатных прокладок, полученный, таким образом, «бутерброд» укладывался между блоком и головкой блока цилиндров. Такая модернизация приводила к изменениям фаз газораспределения, что несколько снижало показатели двигателя. Мощность падала, расход топлива увеличивался.
Более «продвинутые» механики добивались повышения рабочего объёма увеличением камеры сгорания в головке блока цилиндров. Вручную, с применением различных инструментов, снимался лишний металл в основном в зоне свечей зажигания. После этого переходили на «короткие» свечи. Рабочий объём увеличивался, мощность терялась, расход топлива рос. Но и это ещё не все ухищрения владельцев.
Если «движок» разобран, камера сгорания в головке увеличена, почему не заняться поршнями? Первое что приходило на ум механикам, это использование деталей от ВАЗ 2105, у которых конструкторами предусмотрены выемки для головок клапанов. Этим исключалась встреча клапана и поршня при обрыве ремня в механизме газораспределения. Эти детали выпускаются с диаметром 79 мм. А что делать, если он имеет размер 76 мм? В таком случае на токарном станке снимался небольшой слой металла с головки.
Такую методику назвать эффективной нельзя. Уменьшение толщины головки приводило к прогоранию, появлялось калильное зажигание и детонация. Однако это не останавливало умельцев, работы по увеличению рабочих объёмов двигателей велись повсеместно.