Содержание [скрыть]
Все, что происходит в системах смазки и воздуховодах двигателя так или иначе влияет на его работу. Ненадлежащая работа воздушного фильтра практически не влияет на систему смазки, но нарушения в системах масляного оборота в моторе могут снизить эффективность очистки воздушного потока до минимума. Масло забивает поры и каналы фильтрующего материала. Но каким образом масло пришло в воздушный фильтр?
Практически всегда нестандартная ситуация вызвана неисправностью или отклонением в работе систем смазки. Выбрасывает масло в воздушный фильтр поток газов, прорвавшихся из масляного картера. Конструкция воздушника установлена на достаточном удалении от системы вентиляции, и патрубок системы заведен во впускной коллектор после фильтра, поэтому однозначно сказать, почему масло попадает в воздушный фильтр, можно после анализа и сравнения условий вентиляции.
Причиной попадания масла в воздушный фильтр выступает высокое давление в картере:
- сливные масляные каналы блока двигателя закоксованы и препятствуют отходу в картер, и большей частью избыточными газами выбрасываются во всасывающий коллектор;
- рабочие кольца на поршнях потеряли необходимую упругость из-за лаковых отложений, отработанные газы и воздух проникают в поддон, подхватывают микрокапли и через сапун попадают в воздушный фильтр;
- в результате непроходимости основного пути сброса картерных газов за пределы дроссельной заслонки.
Качественная очистка контура малой вентиляции и шланга с сапуна при исправной ЦПГ гарантирует отсутствие масла в воздушном фильтре.
Система вентиляции картера, как правило, выполняется гибким патрубком от крышки головки блока цилиндров к патрубку воздуховодного рукава. Благодаря этому пары и газы продуктивно сгорают в двигателе, а не загрязняют подкапотное пространство.
Основной причиной, по которой масло появляется в патрубке воздушного фильтра, является частичная конденсация паров во впускном коллекторе. По мере накопления жидкость стекает в сторону воздушного фильтра. Конструктивно корпус фильтра воздушного потока находится ниже точки подвода вентилированных газов и паров в рукав воздуховода.
В отдельных конструкциях, особенно устаревших карбюраторных моторов, воздушный фильтр устанавливался в самой верхней точке над карбюратором. Сам узел представлял кольцевой бумажный элемент с захватом воздуха по внешнему периметру и сбросом потока воздуха через центральное отверстие в первичную и вторичную камеры карбюратора. В нижнюю часть внешнего корпуса устройства подключался шланг от сапуна крышки головки блока цилиндров. В сапуне находился маслоуловительный фильтр в виде сетки-путанки, собирающей пары масла.
Многие из старых автолюбителей, открыв коробку корпуса воздушника, обнаруживали целые лужицы масла на дне корпуса. Оказывалось, что пониженное давление в приемном тракте откачивало капли масла и газы из картера, которые, попав в корпус воздушного фильтра, с силой ударяли изнутри в верхнюю крышку и конденсировались на поверхности бумажного элемента фильтра. Часть стекала лужицей под сам фильтрующий элемент.
Главной жертвой становился бумажный фильтрующий элемент, который легко меняли в случае необходимости. Но для любителей экономии и плохого состояния цилиндропоршневой группы шланг с картерными отходами выводился для выброса продуктов масла в окружающую среду.
Особый случай вентиляции
Существует еще один эффект, из-за которого пары масла, подведенные довольно далеко от корпуса воздушного элемента, оказываются на поверхности фильтрующей «гармошки».
После остановки мотора происходит ряд процессов:
- в длинной трубе воздуховода, подводящего воздушный поток от фильтра до воздушного коллектора, воздух разгоняется до скорости в 10 мс, и после выключения зажигания по инерции наполняет разогретый впускной коллектор;
- нагреваясь, воздух расширяется и меняет направление движения на противоположное – выгоняет все, что находится в воздуховоде, на поверхность воздушного фильтра;
- горячие картерные газы даже после остановки двигателя продолжают выдавливаться в поток воздуха, только направлен он уже в сторону фильтрующего элемента.
Таким образом, небольшое количество масла выбрасывается потоком воздуха в область воздушника.
Наиболее удачным способом защиты от капель масла служит установка в трубопроводах вентиляции картера специальных устройств, охлаждающих и выделяющих масло из потоков газа даже в условиях интенсивной нагрузки мотора.
В отдельных конструкциях моторов клапан, обеспечивающий предупреждение подсоса воздуха в пространство картера, находится выше корпуса воздушника, поэтому часть жидкости может перетекать в корпус фильтрующего элемента. Из-за того, что основная часть масла удаляется в виде тумана или паров, они легко проникают в самые надежные уплотнения.
Как масло попадает внутрь воздушного фильтра показано на видео: