Содержание [скрыть]
Каждый настоящий автомобилист должен знать, как устроен его автомобиль. Поэтому сегодня пойдёт речь про разрезную шестерню. Это одна из самых важных деталей распределительного вала, от нормальной работы которой зависит стабильность функционирования всего механизма.
Если вы знакомы с таким понятием, как разрезная шестерня, то и об угле ударов кулачков должны были слышать. Точнее, об изменённом угле атаки. Считается, что эта техническая модификация позволяет добиться увеличения мощности и прироста скорости.
Что собой представляет разрезная шестерня
Практически все двигатели нового образца оборудуются фазовращателями. Это крайне полезные устройства, которые позволяют проводить точную настройку двигателя в зависимости от внешних обстоятельств.
Как результат удаётся добиться наибольшего количества оборотов. В качестве примера возьмём автомобиль Renault Laguna. Его мощность составляет 6000 оборотов. Это довольно неплохой результат, при учёте, что у него всего лишь 170 л. с. Максимального крутящего момента двигателю удаётся достичь на 3250 оборотах.
Примечательно, что МКК достигается приблизительно на средней частоте вращения коленчатого вала. При этом пиковой мощности удаётся достичь лишь ближе к 6000. По крайней мере, именно так работают обычные двигатели. Но стоит оснастить их фазовращателями, как всё кардинально меняется.
Установка фазового вращателя позволяет добиться значительного расширения диапазона, в котором крутящий момент показывает максимум своей производительности. Естественно, это положительно сказывается на динамике работы авто, когда 2500 оборотов превращаются в 5000.
Но не всё так просто. Чтобы мотор достиг новых максимальных оборотов наполнение должно быть куда более мощным. Ведь распределительный вал должен поворачиваться под определённым углом. Для достижения подобного эффекта используется муфта. Мало того, фазовращатель даёт возможность клапанам открываться немного раньше. Именно это способствует улучшенному наполнению цилиндров.
Улучшенное наполнение даёт хороший подхват на высоких оборотах. Естественно, что в этих процессах огромную роль играет разрезная шестерня. Именно благодаря ей удаётся достигать определённого угла вращения распределительного вала. Причём это делается как вперёд, так и назад.
Чтобы лучше понять весь принцип работы, давайте рассмотрим, как функционирует разрезная шестерня автомобилей ВАЗ. Эта деталь позволяет провернуть распредвал чётко на пять градусов. Мало того, система показывает одинаковую точность как при поворотах назад, так и вперёд.
Когда разрезная шестерня манипулирует распределительным валом, меняются только настройки. Сама конструкция остаётся неизменной вам не нужно устанавливать какие-либо новые детали. Всё происходит благодаря точной оценке и тонкой подстройке.
Если же вы хотите добиться по-настоящему высоких результатов, то нужно заменить разрезную шестерню вместе с валом. Само собой, что новая деталь должна иметь профиль кулачков, который идеально соответствует тем техническим характеристикам, которых вы желаете достичь.
Результатом описанной выше манипуляции станет то, что вы сможете менять угол перекрытия клапанных фаз так, как заблагорассудится. Тоже касается параметров открытия и закрытия.
Чтобы понять насколько замена обычной шестерни на разрезную эффективна, рассмотрим конкретный пример: в первую очередь это позволит сместить МКК в более низкую зону. Подобное становится возможным за счёт того, что фазы устанавливаются с опережением. Проще говоря, прокручивание распределительного вала происходит по ходу работы коленвала. Это приводит к уменьшению угла запаздывания.
Явственно работу разрезной шестерни можно проследить при достижении двигателем максимальных оборотов. Точнее, некоторый изъян. Дело в том, что наполнение цилиндров не будет плотным. Естественно, это отразиться на мощности и скорости.
Конструкция
Для простоты лучше всего разделить разрезную шестерную коленвала на две части:
- зубчатый венец,
- ступица.
Эти два элемента конструкции разрезной шестерни соединяются друг с другом при помощи болтов. Причём отверстия сделаны таким образом, чтобы давать возможность ступице вращаться по отношению к венцу. Повороты осуществляются в любую сторону. Угол задаётся системой.
В конструкции разрезной шестерни ступица крепится к распределительному валу при помощи шпонки. Как результат, когда поворачивается ступица — вращается и распредвал. Это позволяет в зависимости от потребности менять газораспределительные фазы.
Установка разрезной шестерни своими руками и настройка
Если вы решили увеличить мощность вашего автомобиля при помощи разрезной шестерни, то вам понадобится установить её. В качестве примера возьмём два двигателя от автомобиля ВАЗ 2108. Это будут модели на 8 и 16 цилиндров.
Установка
Установка разрезной шестерни начинается с демонтажа кожуха. Тоже нужно проделать и с крышками клапанов. Как только, путь к внутренним узлам автомобиля освободится — понадобится извлечь старую шестерню. При этом нужно нанести соответствующую метку на новую деталь, чтобы закончить установку.
После того как разрезная шестерня будет установлена можно надеть ремень ГРМ. Только после того, как он будет натянут, вы сможете приступить к регулировке. Найдите клапаны четвёртого цилиндра и проверьте их положение: все фазы газораспределения должны быть установлены верно. Если это так, впускной и выпускной клапаны будут открыты.
Если же полного открытия не наблюдается — нужно ослабить болты разрезной шестерни. После этого вы сможете установить вал так, как вам будет нужно. Как только это произойдет, затяните болты.
Все эти не особо сложные манипуляции позволят вам добиться номинальных значений ФРГ. Само собой, что после этого мотор будет работать по стандартной схеме. Если же вы хотите чего-то уникального, то необходимы более тонкие настройки.
Увеличение мощности за счёт тонкой настройки
Правильная настройка врезной шестерни позволяет в значительной мере увеличить мощность автомобиля. Процедура состоит из таких операций:
- Ослабьте болты. Поверните распредвал по направлению вращения коленчатого. Это увеличит тягу.
- При повороте распредвала в противоположную сторону можно увеличить мощность, но не скорость.
- Не делайте угол слишком большим, иначе это может нанести существенный вред мотору. Оптимальной считается регулировка в пределах 3—4 градусов.
Для всех автомобилей, оснащённых карбюраторными двигателями после настройки нужно выставить угол опережения зажигания.
Итоги
Разрезная шестерня — это важная деталь в устройстве автомобиля. Она позволяет значительно увеличить мощность двигателя за счёт правильной настройки. При этом можно добиться повышения оборотов или улучшить тягу.