Содержание [скрыть]
Работа любого двигателя внутреннего сгорания, которыми оснащаются современные автомобили, неизбежно сопряжена с выделением огромного количества тепловой энергии. Если бы не автомобильная система охлаждения, эффективно поглощающая тепло и отдающая его окружающему воздуху, использование автомобиля было бы невозможно. В системе охлаждения любого ТС ведущую роль следует отвести радиатору и вентилятору охлаждения – именно благодаря этим двум компонентам лишнее тепло быстро отводится от двигателя.
Типы вентиляторов охлаждения
Вентилятору отводится очень важная роль – он гарантирует постоянную циркуляцию воздуха в принудительном режиме и охлаждение мотора. Постоянный и качественный отвод тепла позволяет мотору длительное время работать в штатном режиме, без перегрузок, и в норме его температура редко превышает 95 градусов. За все время автомобилестроения вентилятор радиатора выпускался с тремя типами приводов:
- Механический. Наиболее простой вариант, при котором вентилятор приводился в движение напрямую от коленвала при помощи специального ремня. Несмотря на простоту и надежность, такой узел имел и существенный недостаток, который выражался в больших потерях мощности двигателя, тратившего много мощности на обеспечение постоянной работы вентилятора. В настоящее время такие системы практически не используются.
- Гидромеханический. Он может реализовываться при помощи вязкостной или гидравлической муфты. Вязкостная снабжается постоянным приводом от коленвала, а блокируется при повышении температуры смазки. Гидравлическая от температуры не зависит, а блокировка происходит за счет перепада количества смазки.
- Электрический. Наиболее распространенный в настоящее время, поскольку только он отвечает многочисленным требованиям современного автомобиля. Включение вентилятора радиатора с электрическим приводом происходит по сигналу датчика температуры, а его работа никак не сказывается на мощности мотора.
Схема системы охлаждения с электрическим приводом
Базовая схема управления электрическим вентилятором охлаждения радиатора состоит из следующих элементов:
- датчик температуры антифриза;
- электронный блок управления;
- реле;
- расходомер воздуха.
Электрический вентилятор охлаждения радиатора работает не постоянно, а включается лишь тогда, когда блок управления передаст соответствующий сигнал. Предварительно он принимает и анализирует сигналы с установленных датчиков. В том случае, если ТС оснащено тягово-сцепным устройством либо климатической системой, вентиляторов может быть установлено сразу два. Соответственно реле включения также будет два, а работать они могут как спарено, так и каждый индивидуально.
Именно электрический вентилятор охлаждения радиатора позволяет автопроизводителям реализовать функцию управляемого выбега. Это повышает эксплуатационные характеристики современного двигателя, включая принудительную систему его охлаждения уже после того, как он заглушен. Интеллектуальная система управления такой системой включает охлаждение на определенное время при неработающем двигателе, чем достигается его быстрое и эффективное остывание.
Если вентилятор охлаждения радиатора не срабатывает
Несмотря на сравнительно простую конструкцию, которая не содержит сложных элементов, самостоятельно разобраться с поломкой часто оказывается не так легко. Когда неисправен вентилятор охлаждения радиатора, нормальное функционирование двигателя оказывается под угрозой, и неисправность требуется устранить как можно скорее. Если температура двигателя постоянно «зашкаливает», первое, что необходимо сделать – это проверить работоспособность самого устройства.
Сделать это можно самостоятельно, какие-либо особые навыки или познания в электрике не потребуются. Нужно провести замыкание клемм в штекере в ручном режиме при помощи куска проволоки. Стоит обратить внимание, что, если на автомобиле установлен двойной датчик температуры, для проверки устройства потребуется замкнуть сначала провод с бело-красной изоляцией, и лишь затем с красной. Если вентилятор охлаждения радиатора находится в исправном состоянии, он должен запуститься в принудительном режиме.
Для окончательной проверки работоспособности можно соединить провода красного и черного цвета – исправный вентилятор должен начать работу на предельной скорости. Если эти мероприятия не привели к запуску вентилятора охлаждения, причины неисправности могут заключаться в следующем:
- вышел из строя температурный датчик;
- сгорели предохранители;
- неисправен сам вентилятор.
Если замена предохранителей не помогла, остальные мероприятия по ремонту следует доверить специалистам, поскольку система охлаждения становится сложнее год от года, и самостоятельные вмешательства без соответствующего образования могут иметь печальные последствия для всей системы охлаждения. Алгоритм самостоятельной проверки демонстрируется на видео:
Если вентилятор не отключается
Не менее распространенной проблемой становится и такая ситуация, при которой часто срабатывает вентилятор радиатора либо не он отключается совсем. В норме этого быть не должно, поэтому следует выполнить самостоятельную проверку. При включенном зажигании снимается наконечник провода с датчика. Работа вентилятора должна прекратиться. Если он продолжает работу – это говорит о неисправности датчика, который подлежит замене.
В этом случае многие продолжают проверку, переходя на электромотор устройства – делать подобное нецелесообразно. На что следует обратить внимание, так это на состояние клемм. Нередко перебои в работе вентилятора охлаждения заключаются именно в окислившихся, загрязненных клеммах, нормальное прохождение электрического тока через которые затруднено.
Другие распространенные неисправности
Наиболее частой проблемой для автомобилиста становится чрезмерный шум при работе вентилятора охлаждения радиатора, а также высокий уровень вибрации. Если звук работы вентилятора норовит перекрыть шум двигателя, причиной такого явления может становиться следующее:
- ослабленный болт, который крепит крыльчатку к шкиву;
- часть лопасти отломлена;
- полностью отсутствует смазка на электродвигателе или ее недостаточно;
- изношенный подшипник.
Все вышеперечисленное необходимо устранить, поскольку неправильная работа вентилятора радиатора снижает эффективность работы всей системы охлаждения мотора. Эти причины могут привести не только к перегреву мотора, но и к сопутствующим повреждениям. Так, плохо затянутая лопасть может отвалиться от шкива на высокой скорости вращения, что приведет к повреждению самого радиатора, который придется паять или менять на новый.
Возможен ли самостоятельный ремонт
Ремонт вентилятора для радиатора автомобиля не только возможен, но и необходим, поскольку от этого узла зависит работоспособность самого двигателя. В большинстве случаев менять его полностью при возникновении проблем просто нецелесообразно, достаточно самостоятельного ремонта. Для этого вентилятор потребуется снять. Перед этим обязательно следует отключить минусовую клемму с аккумуляторной батареи и отсоединить все провода, ведущие к устройству. После того, как будут откручены крепежные болты вентилятор охлаждения можно извлечь и приступить к его осмотру.
Начинать процедуру следует с лопастей устройства. Если есть возможность, можно продуть все узлы вентилятора охлаждения сжатым воздухом. После этого не помешает проверка целостности обмотки электромотора. Это особенно необходимо, если до этого фиксировалась прерывистая работа устройства. Каждый виток осматривается тщательно, обращая внимание на целостность.
Конечно, существуют проблемы, которые невозможно устранить своими руками. Так, установленные датчики, если они вышли из строя, ремонту не подлежат. Также нет смысла ремонтировать сгоревший электродвигатель – в этом случае он подлежит полной замене на новый. При этом сделать это требуется незамедлительно, поскольку эксплуатация автомобиля с неисправной системой охлаждения является невозможной.