Содержание [скрыть]
Приятно в морозный день садиться в тёплый салон автомобиля. Но как же он нагревается? Что для этого нужно? Какие проблемы могут быть у системы обогрева? Какая нужна для автомобильной печки промывка?
Система обогрева автомобиля
Обогрев любого авто, называют попросту – печка. Принцип работы у всех одинаков. Охлаждающая жидкость циркулирует в системе охлаждения двигателя, нагретая до большой температуры. Одной из точек, где находится охлаждающая жидкость, является радиатор отопителя. Это маленький радиатор с расположенным рядом с ним специальным электрическим мотором для нагнетания через соты радиатора горячего воздуха в салон.
Загрязнение печки
Со временем на внутренних стенках трубок радиатора печки образуется налёт. Это вроде накипи в чайнике. Теплопроводность обогревателя уменьшается и, следовательно, ухудшается обогрев салона. Как же прочистить радиатор печки автомобиля? И важнее – как промыть печку в автомобиле не снимая? Здесь всё зависит от типа установленного нагревателя отопителя и используемой для системы охлаждения жидкости.
В настоящее время уже практически никто не заливает обычную воду в систему охлаждения. Как и предписано, большинство водителей используют антифриз и тосол. Тем не менее следует знать, что в системе охлаждения образуется два вида загрязнения: накипь и жировой осадок антифризов. Отмываются они различными очистителями. Щелочными и кислотными. Также существуют нейтральные промывки.
Типы печечных радиаторов
Радиаторы печки в основном в плане промывки отличаются материалом изготовления. Большинство современных радиаторов изготовлены из пластика и алюминия. То есть боковые бачки ёмкости сделаны из пластмассы, а соты из тонких алюминиевых трубочек.
Однако, иногда ещё встречаются радиаторы старого образца, выполненные из меди. Окислы меди смываются намного труднее, чем обычный налёт. Поэтому промывка медного радиатора вопрос отдельный.
Средства для промывки
В настоящее время на рынке присутствует множество различных средств для промывки радиатора печки автомобиля. Их выпускают как общеизвестные брендовые производители такие, как: Lique Moli или Hi Gear. И менее известные торговые марки, например, российский «Лавр».
По типу воздействия они подразделяются на:
- нейтральные;
- щелочные;
- кислотные;
- двухкомпонентные.
Самыми лучшими считаются именно двухкомпонентные варианты заводских промывок. Повышенный спрос на жидкость для промывки системы охлаждения автомобиля, соответственно заставляет производителей работать в нужном направлении.
Народные средства для очистки
Однако различные присадки и жидкости для очистки системы охлаждения появились относительно недавно. Как раньше владельцы машин самостоятельно чистили систему охлаждения. Оказывается, некоторые привычные нам бытовые вещества тоже довольно неплохо могут промыть все патрубки системы охлаждения. Раньше неплохо себя показали:
- лимонная кислота;
- пищевой 9% уксус;
- каустическая сода;
- пищевая сода.
Как можно заметить и здесь работают кислотные и щелочные вещества. Лучший способ чередовать кислотную и щелочную среду. Сначала промывается система кислотой, а потом щёлочью.
Стандартные алюминиевые радиаторы
Чем лучше промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля может решить только хозяин машины. Конечно при столь богатом выборе средств трудно остановиться на чём-то одном. Выбирать нужно в зависимости от срока эксплуатации автомобиля и степени загрязнения. Например, если регулярно промывать систему с самого начала, то можно обойтись даже дистиллированной водой. Просто каждые 10 000 километров аккуратно сливать антифриз и, залив дистиллированную или хотя бы хорошо прокипячённую воду, дать машине поработать на ней 15 минут. Потом слить. Повторять процедуру несколько раз, пока сливаемая вода не станет чистой.
Наименее сложный способ промывки радиатора печки самостоятельно, это с помощью фирменных нейтральных присадок к антифризу от известных фирм. В этом случае определённый объём жидкости добавляется в расширительный бачок, и эксплуатация продолжается в штатном режиме. Через 2-3 дня антифриз сливается и заливается свежий. Смываемый налёт в этом случае превращается в гелевый компонент, и легко вымывается водой. Однако это не очень эффективно при сильном засоре радиатора печки.
Промывка застарелой накипи системы охлаждения
Если машина не новая и есть подозрение что радиаторы не промывались – лучше всего воспользоваться двухкомпонентной присадкой. Либо использовать по очереди кислотную, а следом щелочную, жидкости для прочистки радиаторов без снятия с машины. Лучше этот процесс рассмотреть на примере промывки системы охлаждения ВАЗ.
Промывать радиаторы автомобиля не снимая, желательно на смотровой яме. Это обеспечит свободный доступ к сливным отверстиям и позволит провести работу чисто. В первую очередь необходимо слить охлаждающую жидкость из системы в подставленные ёмкости. На всех автомобилях обычно имеются две точки слива, в радиаторе и блоке двигателя. В радиаторе пробка обычно выполнена в виде барашка, в блоке – болт с головкой на 13.
Тщательно слить ОЖ и залить половину нормы воды, добавить первый компонент присадки либо кислотную промывку. Залить воду до уровня и запустить двигатель.
Запустить двигатель и дать поработать 10 -15 минут. Заглушить мотор. Дать постоять ещё столько же. Слить промывку. Залить опять половину нормы воды и добавить второй компонент или щелочную среду. Долить систему до нормального уровня. Снова запустить мотор и дать поработать 20 минут. Слить промывку и залить дистиллированную или кипячёную воду. Дать поработать двигателю, чтобы промыть систему охлаждения и слить воду.
При необходимости повторить процедуру несколько раз.
Промывка медных радиаторов
Радиаторы печки старого образца, изготовленные из меди, рекомендуется промывать 15% раствором серной кислоты. Но эта процедура требует особой осторожности. Кроме того, что работа с серной кислотой опасна сама по себе, существует опасность при промывке радиатора отопителя повредить кислотой резиновые и пластмассовые детали системы охлаждения. Поэтому медный радиатор отопителя всё же лучше промывать, сняв его с машины. Это избавит владельца от ненужных рисков.
Сказки о Кока-коле
Существует распространённая версия о неплохих результатах, которые даёт промывка системы охлаждения и печки знаменитым напитком «Кока-Кола». С одной стороны, вроде бы верное заявление. В этом напитке содержится множество активных веществ, разрушающих засоры. Однако надо помнить, что также «Кока-Кола» имеет в своём составе очень много сахара. И при нагревании есть риск вместо прочищения радиатора печки получить ещё более жёсткий засор. Сахар, превратившись в карамель убьёт систему напрочь.
Здесь вариант также снимать радиатор отопителя и замачивать в напитке. Но проще всё-таки взять обычный раствор пищевой лимонной кислоты и прочистить радиатор печки, не снимая с автомобиля описанным выше способом.
Хотя на приведённом ниже видео, ребята всё же рискнули и промыли радиаторы автомобиля с помощью «Колы»:
Меры предосторожности при работе с химическими промывками
В первую очередь необходимо защитить глаза. Все активные вещества способные промыть патрубки радиаторов очень едкие. И поэтому попадание их в глаза грозит серьёзными неприятностями. Лучше всего использовать защитные очки. Не очень хорошо и попадание этих веществ на кожу. Поэтому при работе одеваются резиновые медицинские перчатки.
Ну и само собой нужно стараться как можно меньше вдыхать пары, испаряющиеся от промывки. Эти испарения негативно воздействуют на лёгкие. В этом случае не помешает одеть обычный бытовой респиратор, если есть такая возможность.
Также необходимо помнить, что при работе с серной кислотой нельзя лить воду в кислоту. Только наоборот – кислоту в воду.
Посмотреть процесс промывки системы охлаждения на автомобиле с помощью фабричной присадки можно посмотреть на видео, приведённом ниже: