Содержание [скрыть]
Проверка уровня масла, залитого в двигатель автомобиля, является одним из условий поддержания его в идеальном техническом состоянии. Недостаток, равно как и его избыток, негативно сказывается на состоянии двигателя. В первом случае отмечается быстрый износ движущихся частей, во втором – выход из сальников уплотнительных колец, поступление масла в цилиндры и выхлопную систему. Это особенно опасно, если автомобиль оснащен дорогостоящим каталитическим нейтрализатором, который может просто выйти из строя.
Многие автовладельцы не проверяют уровень масла в двигателе самостоятельно, возлагая эту «обязанность» на имеющийся датчик. На самом деле, датчик показывает всего лишь давление, а не уровень. Кроме того, он предупреждает об избыточном/недостаточном давлении лишь в критический момент, когда продолжать движение уже невозможно. Ориентироваться же на данные бортового компьютера также не всегда возможно, поскольку точность автоматического измерения зависит от положения автомобиля. Когда он стоит даже с небольшим уклоном, данные окажутся неточными.
Необходимо понимать, что год от года системы смазки, использующиеся в двигателях совершенствуются. Соответственно, количество масла, которое необходимо заливать в двигатель, также постоянно меняется. Поэтому крайне важно поддерживать тот уровень, который определил производитель. Для этого достаточно осуществлять самостоятельную проверку уровня при помощи щупа примерно раз в неделю. В обязательном порядке его необходимо контролировать перед длительными поездками, а также после продолжительного «прикола» автомобиля.
Как правильно мерить уровень масла в двигателе с механической КПП
Корректная проверка уровня масла в двигателе, в идеале, должна проводится перед началом движения, т. е. на совершенно холодном двигателе. В ином случае, не все имеющееся в двигателе масло будет расположено в поддоне, и результаты проверки не будут соответствовать реальному положению. Если необходимость проверки возникает после поездки, нужно дать автомобилю время постоять 10-20 минут, которых хватит для того, чтобы вся смазка стекла в поддон.
В зимний период, в условиях сильных морозов, приводящих к тому, что масло густеет, имеет смысл прогреть двигатель, чтобы получить более точные результаты измерения. В каждом автомобиле имеется специальный щуп для проверки уровня масла в двигателе, располагающийся в подкапотном пространстве. После открытия и фиксации капота следует отыскать колпачок щупа – в большинстве случаев он имеет ярко-желтый цвет, и располагается сверху блока цилиндров. Перед проверкой следует приготовить чистую ветошь, желательно светлого цвета.
После извлечения щупа, длина которого составляет порядка 30-35 см, следует оценить внешний вид масла, имеющегося на нем. Это может многое рассказать о работе двигателя и возрасте самого масла. Нормальным цветом считается желто-коричневый, допускается зеленоватый оттенок. Важно оценить и прозрачность – если оно теряет прозрачность и приобретает черный оттенок, это является четким сигналом к немедленной замене масла, поскольку оно лишилось основной части своих свойств и не в состоянии обеспечить нормальную смазку двигателя.
После визуальный оценки, необходимо тщательно протереть щуп ветошью, и вернуть его на место, плотно зафиксировав ручку. Далее он вновь извлекается, уже для непосредственной оценки текущего уровня. На самом конце любого щупа имеются специальные метки, служащие ориентиром для определения минимально и максимально допустимого уровня. Оптимальным вариантом будет считаться ситуация, когда уровень держится на середине этих меток.
Как правильно проверить уровень масла в двигателе с коробкой-автоматом
Перед тем как проверить уровень масла в двигателе, оснащенном АКПП или вариатором, автомобиль также ставится на ровную поверхность. Дальнейший алгоритм действий при самостоятельной проверке выглядит следующим образом.
- Поскольку проверка выполняется на прогретом двигателе, имеет смысл не просто завести его, а проехать несколько километров, чтобы коробка успела прогреться.
- Замерять уровень масла в коробке-автомат следует сразу же после того, как заглушен двигатель, поскольку его уровень изменится в течении одной минуты как двигатель будет заглушен.
- Также, как и при проверке «механики», имеет смысл первоначально оценить щуп визуально, и лишь потом проводить замер. Нормальным считается уровень посередине имеющихся меток.
- В ряде моделей иностранного производства на щупах имеется отметки cold/hot. Они предназначены для проведения замеров на холодном и горячем двигателе соответственно. Но как показывает практика, замер лучше проводить все же на прогретом двигателе – так результаты окажутся более точными.
В отличие от самого двигателя, в АКПП отсутствует камера сгорания, поэтому проводить еженедельные проверки совершенно не обязательно. Причинами проверки может стать недавняя замена масла или обнаружение его утечки. В иных случаях извлекать щуп не рекомендуется. Процесс «правильной» проверки уровня на различных авто можно посмотреть на видео:
Чем грозит высокий уровень масла
Если уровень масла в двигателе выше нормы, последствия не заставят себя ждать. Первыми от высокого давления пострадают сальники, что приведет к необходимости их замены. Часть из них меняется достаточно легко, но, если повреждается задний сальник, расположенный на коленвале, ситуация резко осложнится, поскольку придется снимать коробку передач. К слову, именно этот сальник, в большинстве случаев страдает первым, долгое время являясь причиной постоянной утечки.
Когда масло в двигателе выше максимального уровня, могут наблюдаться и более тяжелые последствия. Так, вращение коленвала, особенно высокой интенсивности, легко вызывают его вспенивание и увеличение объема. Это грозит не только стуком имеющихся гидрокомпенсаторов, но и к потере давления во всей магистрали, что может привести уже к выходу из строя всего двигателя, работающего в условиях отсутствия постоянной смазки.
При уровне масла в двигателе выше максимума может наблюдаться и следующая ситуация. Инжекторные автомобили оснащены датчиком массового расхода воздуха, и избыток масла очень часто становится причиной выхода их из строя. Такая неисправность не является критичной, но приводит к увеличению расхода топлива и нестабильным оборотам. Замена датчика не относится к сложным процедурам, но его стоимость не назовешь «копеечной», и для иномарок она может приближаться к десяти тысячам.
Высокий уровень масла в двигателе можно понизить двумя способами:
- через имеющуюся на поддоне заглушку. Действовать таким образом можно лишь на полностью остывшем двигателе. При этом, пробку полностью выкручивать не нужно – достаточно слегка ослабить, чтобы излишек масла стек самостоятельно. Работа грязная, и не испачкаться здесь не получится;
- потребуется простой медицинский шприц с одетой на него трубочкой соответствующего диаметра и длиной не менее 40 см. Извлекается проверочный щуп, и в это отверстие опускается трубочка. Шприцом откачивается необходимое количество жидкости, периодически контролируя ее уровень.
Недостаток масла – последствия могут быть фатальными
Отсутствие периодического контроля уровня масла в двигателе в расчете на соответствующую электронику, приводит к тому, что после начала движения, тревожным красным цветом загорается индикатор давления. Для любого водителя это должно служить сигналом к немедленной остановке и выключению двигателя, поскольку продолжать движение при отсутствии адекватной смазки – это верный способ «убить» двигатель любого автомобиля.
Для того, чтобы избежать таких последствий, как пробой стенки блока цилиндров раскрывшимся шатуном, низкий уровень масла в необходимо срочно компенсировать. Несмотря на то, что используемые в настоящее время масла, в крайних случаях можно смешивать, желательно всегда иметь запас того, которое уже залито. Стоит иметь ввиду, что лучше доехать на смеси, нежели подвергнуть двигатель серьезным разрушениям. При отсутствии возможности долива, лучше перестраховаться и воспользоваться эвакуатором.
Если уровень масла ниже нормы – это повод провести осмотр всех доступных сальников, а также обратить внимание на наличие масляных следов под автомобилем. Следует также понимать, что любой двигатель тратит определенное количество масла, и в зависимости от марки авто, показатель этот может варьироваться от 0,7 до 1-го л/км. Именно поэтому, столь важно постоянно контролировать его уровень. Расход резко увеличивается при агрессивной манере вождения, а также на турбированных двигателях.
Причины падения уровня масла
Низкий уровень масла вызывает серьезные последствия, а постоянным его доливанием проблему не решить. К числу основных причин недостаточного давления масла являются:
- неправильно выбранный масляный фильтр, который не соответствует конкретной марке авто;
- некорректная работа масляного насоса, связанная с его неисправностью или засорением;
- заклинившийся редукционный клапан;
- серьезный износ двигателя, приведший к увеличению зазоров между его деталями;
- попадание в масло тормозной жидкости, приводящей к его разжижению;
- отказ/засорение системы вентиляции картера.
Все это способствует тому, что уровень масла в двигателе уходит. Работать ему приходится с высокой нагрузкой, провоцирующей быстрый износ основных узлов.