Содержание [скрыть]
Металлические детали, которые покрыли блестящим хромированным слоем, выглядят эффектно, стильно и увеличивают шансы на то, что транспортное средство получит массу восхищенных взглядов, а его владелец — удовольствие от обладания роскошной вещью.
Многие автолюбители и ценители мотоциклов стремятся максимально изменить облик своего стального коня, увеличивая количество хрома. Но это дорогое удовольствие, которое не всегда стоит таких денежных затрат и вынуждает задуматься о минимизировании трат, путем самостоятельного изготовления некоторых деталей.
Подготовительные работы
Хромирование деталей — трудоемкий процесс, требует неукоснительного соблюдения последовательных этапов и хорошую подготовку к самим работам. Разочаруем тех, кто считает возможным провести все манипуляции в квартире. Для этого есть «противопоказания».
Подбор помещения
Хромирование деталей в домашних условиях вовсе не означает, что работы можно вести в жилом помещении. Это исключено. Здоровье человека превыше всего, тем более членов семейства. Поэтому необходимо подобрать постройку, которая максимально удалена от жилых помещений. Возможно, это будет какой-то склад или гараж.
Для безопасности надо обеспечить постоянное поступление чистого воздуха и для этого не хватит просто открыть дверь, потребуется принудительная вентиляция помещения.
Обязательны средства защиты для человека: респиратор, прорезиненный фартук и перчатки, специальные очки.
Готовим оборудование
- Банка стеклянная (7), объемом 3 л. Подойдет для хромирования мелких и небольших деталей;
- кастрюля, таз или другая большая по объему емкость (1), в которую будет установлена банка;
- качественный электролиз можно обеспечить, только утеплив большую емкость. Тепло будет сохраняться без значительных колебаний температур. Между ящиком (2) и большой емкостью закладывают минеральную вату для создания эффекта «термос»;
- калорифер (5). Приобретается кислотоустойчивый ТЭН необходимой мощности;
- термометр (0–100° C) для измерения температуры. Контактный позволит «автоматизировать» процесс;
- крышка (8). Изготавливается самостоятельно из влагоустойчивой фанеры, древесины;
- электроды. Катод подводят к образцу (-), в банку опускают анод (+). В качестве электрода удобно использовать зажим «крокодил», который удерживает детали.
На рисунке приведена примерная схема оборудования для хромирования деталей. В зависимости от размеров деталей изменяют объемы емкостей. Для экономии ванну, в которую будут погружаться детали для хромирования, берут наименее возможного объема.
Источник питания
- Потребуется источник постоянного тока, который можно будет регулировать. Облегчить манипуляцию сможет установленный реостат.
- Сечение соединительных проводов подбирают соответственно максимальной силе тока. Для мелких деталей не менее 2,5.
Состав и приготовление электролита
Соотношение составляющих компонентов на 1 л воды — 2,5–3 г H2So4 (серная кислота) при плотности 1,84 и 250–300 г CrO3 (хромовый ангидрит).
- Дистиллированная вода или атмосферная. Подогреть до 60° C для качественного раствора;
- Засыпать необходимое количество хромового ангидрида и тщательно размешать. Дополнить воду до необходимого объема. Вводят серную кислоту, размешивают;
- Необходимо «проработать» раствор. Для этого пропускают по нему ток около 3,5 часа. Исходят из расчета, что на 1 л необходима мощность 6,5 А. Оценивают имеющийся источник питания и определяют объем раствора. Правильность расчета подтвердит цвет электролита, он должен быть коричневого цвета;
- Оставить в покое приготовленную жидкость на сутки. Она должна хорошо отстояться, чтобы качественно провести хромирование автодеталей.
Подготовьте соляную кислоту, растворитель и листовой свинец. Они вам потребуются в ходе работ.
Подготовка деталей
Качество готового изделия напрямую зависит от подготовки деталей. Рассчитайте время так, чтобы успеть их зачистить и обработать к тому моменту, как электролит нагреется до нужной температуры (50-60° C). В среднем на подогрев уходит около 3 часов.
Очистка
Промойте детали в воде, чтобы смыть песок, пыль и краску. Приступаем к обезжириванию. Не ограничивайтесь только спиртом или ацетоном, специальный раствор обеспечит лучшее качество обработки. Компоненты рассчитаны на 1 л:
- 150 г едкий натр;
- 5 г силикатного клея;
- 50 г кальцинированной соды.
Опустите деталь в приготовленную жидкость, не меньше чем на 20 минут. Предварительно раствор подогрейте до температуры 90° C.
Хромирование пластиковых деталей
Наносить слой хрома на диэлектрический материал, возможно только финишным слоем. Предварительно «наносят» несколько слоев защитно-декоративного покрытия. Хоть толщина хромовой пленки и слишком мала (0,3–0,5 мкм), она значительно увеличивает коррозионную стойкость и прочность детали, не говоря уже об улучшении декоративного вида изделия.
Первый этап — мойка и обработка наждачной бумагой, для получения шероховатой поверхности. Затем применяют травление. Составов много, приведем рецепт самого универсального (данные из расчета на 1 л):
- 60 г хромовый ангидрид (CrO3);
- 150 г ортофосфорная кислота (H3PO3);
- 560 г серная кислота (H2SO4).
Подогревают раствор до 50° C. Время выдержки будет зависеть о качества пластмассы.
Второй этап — токопроводящий слой (металлизация). Применимы два способа:
- Графитосодержащий лак или графитный порошок. Наносят тонким слоем, без образования наплывов. Излишки убрать или дать стечь.
- Химическая медь. Перед ее нанесением деталь обрабатывают сенсибилизирующим раствором (компоненты на 1 л):
- 17 г олово двухлористокислое (SnCl2);
- 4,6 г олово четыреххлористое (SnCl4);
- 28 мл соляная кислота (HCl).
Нагревают до 20° C. Расчетное время выдержки детали в растворе 5–10 минут. После этого ее переносят в другой состав для химического меднения. Температура и время то же (компоненты на 1 л):
- 50 г медь сернокислая (CuSO4).
- 170 г сегнетова соль (KNaC4H4O6).
- 50 г натр едкий (NaOH).
- 75 г формалин.
Далее работы продолжают для уплотнения медного покрытия. Плотность тока при этой манипуляции не должна превышать 0,4–0,7 А/дм², температура комнатная. Состав электролита из расчета на 1 л:
- 35 г сульфат меди (CuSO4);
- 150 г серная кислота (H2SO4);
- 10 мл спирт этиловый (CH3COOH).
После этого необходимо нанести слой блестящей меди. Для этого в электролите должны присутствовать блескообразующие добавки. Состав электролита из расчета на 1 л:
- 180–250 г медь сернокислая (CuSO4);
- 30–50 г кислота серная (H2SO4);
- 0,01–0,02 г кислота соляная (HCl).
Работу проводят при комнатной температуре. Необходимая плотность ока 1-4 А/дм².
Только после таких манипуляций начинают процесс хромирования пластиковых деталей. Получить качественный финальный слой можно только при осаждении его на блестящую поверхность, иначе рискуете получить матовый, мутный слой.
Процесс хромирования
Разогреть раствор до 53° C. Опустить деталь и только потом подать напряжение. Эти несколько секунд необходимы для выравнивания температуры между раствором и опущенной деталью. Для начала попробуйте провести манипуляцию на опытном образце. Оцените полученное качество, только потом приступайте к массовому хромированию.
Частые дефекты хромирования автодеталей
Если слой не получился, исправить его можно применив соляную кислоту (200 г/л). Промываем в воде и повторяем процесс хромирования.
Основные неудачи при работе:
- отслойка хромового слоя. Причина — плохо обезжирена поверхность. Надо снять отошедший слой, зачистить и снова активировать;
- наросты хрома. Причина — сильная величина тока или не соблюдена температура электролита;
- коричневые пятна. Сказывается избыток хрома или недостаток в растворе кислоты;
- образование мелких раковин. Плохая механическая обработка детали.
Провести гальваническое хромирование деталей можно на производстве, специализирующемся на обработке металла. Там хорошо отлажен процесс, особенно если известен метод обработки этого вида материала.
Если же поблизости такого предприятия нет, то хромирование деталей своими руками единственный вариант.
Хромирование деталей своими руками смотреть видео:
Процесс этот не такой простой, как может показаться поначалу. Большая вероятность получить совсем не тот эффект, который ожидали. Но если вы уверены, что сможете обеспечить скрупулезное выполнение всех этапов и не нарушить технологию — стоит попробовать.