В автомобилях с задним приводом нужна карданная передача для того, чтобы передавать под меняющимся углом крутящий момент к главной передаче от вторичного вала.
Карданная передача состоит из таких частей:
- Передний и задний вал.
- Шлинцевые соединения.
- Шарниры с вилками и крестовинами.
- Промежуточная опора с подшипниками.
- Эластичная муфта.
Шарниры с вилками и крестовинами дают возможность передачи крутящего момента под меняющимся углом.
Задний мост с колёсами у заднеприводных автомобилей связан с кузовом не жёстко. А между тем, к кузову, очень прочно крепятся коробка передач и двигатель, а также передний вал карданной передачи. В следствии того, что кузов автомобиля перемещается постоянно вверх-вниз относительно к заднему мосту, при этом прыгая по неровностям дороги, меняется угол между главной передачей, находится которая в заднем мосту автомобиля. А ведь как раз именно туда мы и будем передавать крутящий момент, причём делать это нам нужно равномерно и постоянно. По этой причине задний вал карданной передачи невозможно представить простой жёсткой трубой. В нём есть два шарнира, позволяющих без толчков и рывков передавать крутящий момент независимо от того, какие именно «прыжки» совершает ваш автомобиль.
Шлинцевое соединение способно компенсировать линейное перемещение карданной передачи по отношению к автомобильному кузову, когда меняется угол передачи крутящего момента. Так как по причине колебаний кузова автомобиля расстояние линейное от коробки передач до заднего моста получается переменной величиной, при передвижении кузова вверх карданная передача непременно должна удлиняться, а во время движения вниз — соответственно, укорачиваться. Именно это и происходит в шлинцевом соединении — увеличиваются и уменьшаются не сами жёсткие трубы, а их общая суммарная длина.
Эластичная муфта нужна с целью принятия ударной волны которая проходит по трансмиссии, если грубо работать с педалью сцепления.
Валы с шаровыми шарнирами на автомобилях с передним приводом
У автомобилей данного типа крутящий момент на ведущие колёса передаётся посредством двух карданных передач, каждая из которых оснащена своим определённым валом и двумя шаровыхми шарнирами. Вам уже известно, что в конструкции автомобиля двигатель и агрегаты всей трансмиссии объединены в один общий узел, находится который под капотом. Это говорит о том, что крутящий момент выходит из данного узла уже изменённый по величине и направлению.
Но, так как единый узел агрегатов очень надёжно закрепляется на кузове автомобиля, и передние колёса в это время должны поворачиваться, возникает потребность уже сразу в двух карданных передачах, для правого и левого колеса отдельно. Каждый вал такой передачи может без перерывов передавать крутящий момент собственному колесу при всех изменениях угла передачи. Основные особенности главной передачи и дифференциала. Валы находятся под капотом в отсеке мотора, один из концов которых связывается с узлом агрегатов, а другой с ведущим передним колесом. Шаровой шарнир обеспечивает возможность передавать крутящий момент при изменяющихся примерно до 42 градусов углах. Все шарниры надёжно защищены от попадания пыли, грязи и влаги чехлами из резины.
Наиболее часто происходящие с карданной передачей с шаровыми шарнирами неполадки
Стуки, шум и вибрация при движении происходят по причине износа шарниров и деформации валов. Эту неисправность можно остановить только путём замены повреждённых элементов.
Утечка из шаровых шарниров смазки может случится из-за того, что повреждены их защитные чехлы. Для устранения этой проблемы нужно произвести замену чехлов, обязательно промыть шарниры и сделать в них замену смазки.
Применение карданной передачи и валов с шаровыми шарнирами
В карданной передаче самой частой проблемой являются именно шарниры. Трубы и валы нечасто требуют замены, да и сами шарниры могут служить долгое время, разумеется, в том случае, если стиль вашего вождения не напоминает гонки «на выживание».
Таким образом получается, что любой автомобиль нужно водить по дороге очень спокойно, а передний привод требует, чтобы его использовали с особенной аккуратностью, так как при повреждении защитных чехлов в них будет попадать грязь, что приведёт в свою очередь к очень быстрому их выходу из строя. Необходимо тщательно следить за состоянием этих чехлов, и при обнаружении разрывов или даже трещин, сразу заменять их на новые. В противном случае вам может понадобиться очередной не самый дешёвый ремонт.
Когда изнашиваются подшипники крестовин или шарниры, слышится характерный щёлкающий звук при старте и при переключении передач. У валов с шаровыми шарнирами подобные щелчки могут быть слышны и во время поворота передних колёс на предельные углы. Если износ подшипника промежуточной опоры карданного вала автомобиля с задним приводом достигнет определённого рубежа, появится заметный шум под днищем автомобиля и будет ощущаться сильная вибрация.
Тем не менее, если нормально и грамотно использовать автомобиль, то шарниры служить будут без перебоев не менее 50000 — 60000 километров пробега. А сами трубы вообще можно будет применять практически вечно. Однако, если вы прогнёте один из карданных валов, или допустите, чтобы деформировался вал с шаровыми шарнирами, сразу приготовьтесь к тому, что придётся менять повреждённые узлы в сборе, для чего опять же будет лучше попросить помощи специалиста.
Длительность службы шарниров могут сделать меньше такие факторы: резкие старты, резкие разгоны, неверный выбор скорости и передачи на неровных дорогах, буксирование в грязи, особенно если автомобиль с передним приводом, движение по снегу. Когда некоторые водители используют свой легковой автомобиль в качестве трактора или вездехода, очень сильно изнашиваются все его агрегаты, в том числе и кузова.