В самых неожиданных ситуациях на дороге система торможения автомобиля спасает человеческие жизни. Во многом это происходит благодаря устройству антиблокировки колес, сокращенно ABS. Еще в середине прошлого века автомобили не имели такую систему, что часто приводило к многочисленным авариям.
Прежде водитель резко нажимал на тормоза, чтобы избежать столкновения, и после этого происходила неравномерная блокировка одного или двух колес. То есть, какое-то колесо блокировалось больше, какое-то меньше. Это приводило к «юзу», машину могло развернуть поперек дороги или совсем выбросить с проезжей части. Такая ситуация могла повлечь непредсказуемые последствия.
В прошлом, когда были распространены механические тормоза на тросах, эффективность торможения часто зависела от физической силы водителя. Не спасла положение и гидравлика, потому что колеса продолжали тормозить неравномерно.
Что собой представляет ABS
ABS, что сегодня устанавливается практически на все автомобили, позволяет достичь эффективного торможения. Все колеса тормозят с одинаковым коэффициентом, уменьшается тормозной путь и это позволяет избежать заноса корпуса машины. Благодаря этой системе педаль тормоза реагирует на малейшее слабое нажатие, что позволяет тормозить ступенчато, гася скорость машины постепенно, если это требуется.
Конечно, говорить о том, что ABS предназначена для того, чтобы сократить тормозной путь, нельзя. Эта система не может уберечь от всех ситуаций, но она делает вождение более безопасным даже там, где отсутствует хорошее сцепление с поверхностью дороги.
Антиблокировочная система автомобиля работает даже на малых скоростях. Уже на 8 км/ч ABS включается и прекращает работать только при 3 км/ч.
С чего же начинается история возникновения и развития этой, по сути, гениальной системы? Впервые ее разработали в Германии в семидесятые годы. В промышленности устройство ABS начинает победный путь с 1976 года, когда ее установили на новую модель «Мерседес-Бенц» S-класса серии 350SEL. Новинка успешно зарекомендовала себя и постепенно стала внедряться в другие модели. Уже в 1992 году ABS стояла на всех «Мерседесах», а позже идея была воспринята и другими производителями.
ABS предусматривает одновременное и одинаковое торможение всех колес при нажатии на педаль тормоза. Особенно эффективно достигается синхронность торможения на так называемых четырехканальных системах. Оптимальный тормозной эффект достигается с математической точностью, благодаря наличию электронного блока управления системой. Блок считывает информацию, поступающую от колес, и на основе этих импульсов определяет число оборотов каждого колеса, вычисляя среднее арифметическое.
Наличие в машине системы ABS считается ее несомненным достоинством, поэтому в объявлениях продавцы автомобилей часто подчеркивают наличие этой системы.