Установка коробки передач
Перед сборкой двигателя проделайте следующие операции:
— очистите гнезда вкладышей коренных подшипников. Убедитесь в том, что детали чистые и не имеют повреждений;
— обратите особое внимание на очистку нагара в гнездах замков вкладышей;
— проверьте маркировку на блоке цилиндров и коленчатом валу.
Кроме того, для надежной работы двигателя необходимо произвести классификацию коренных подшипников коленчатого вала.
Каждое гнездо коренных подшипников промаркировано номером цилиндра, а также буквой, обозначающей класс блока цилиндров и коленчатого вала ( рис. 4.56).
Устанавливать в блок цилиндров можно только коренные подшипники, подобранные в соответствии с табл. 4.2.
ПРИМЕЧАНИЕ При установке обильно смажьте подшипники со стороны коленчатого вала. |
Последовательность сборки двигателя:
1) нанесите полимеризующуся прокладочную мастику (Р/М 1 161 059-9) на промежуточную секцию. Покройте поверхность полностью, но избегая подтеков, чтобы мастика не попала в каналы и отверстия для болтов. Используйте валик с короткой щетиной 951 1205;
2) установите вкладыши подшипников в промежуточную секцию. Поверхность гнезд подшипников должна быть сухой;
3) обильно смажьте вкладыши подшипников и упорные вкладыши.
4) установите коленчатый вал. Вал нельзя проворачивать до тех пор, пока промежуточная секция не будет закреплена на своем месте;
5) установите промежуточную секцию. Затяните болты промежуточной секции и коленчатого вала в 5 приемов. Заканчивать выполнение каждого приема, прежде чем приступать к следующему. Максимально допустимая длина болта М10 — 118 мм:
— затяните все болты М10 моментом 20 Н·м;
— затяните болты М10 моментом 45 Н·м;
— затяните болты М8 моментом 24 Н·м;
— затяните болты М7 моментом 17 Н·м;
— доверните болты М10 на 90°;
6) убедитесь в том, что коленчатый вал вращается плавно, без заеданий;
7) измерьте осевой люфт, используя индикатор часового типа, магнитную плиту и магнитную стойку ( рис. 4.57). Осевой люфт должен составлять 0,08—0,19 мм;
8) установите задний сальник коленчатого вала;
9) смажьте поверхности сопряжения: шейку вала и рабочие кромки сальника. Наденьте сальник на оправку;
10) запрессуйте сальник ( рис. 4.58) до упора оправки в коленчатый вал. Если на шейке коленчатого вала имеется след износа, запрессовать сальник глубже, чем он располагался раньше;
11) соберите поршни и шатуны;
ПРИМЕЧАНИЕ Стрелка на головке поршня должна быть направлена в сторону передней части двигателя, т.е. в сторону ремня привода распределительных валов. Цифровая маркировка на шатуне должна быть обращена к впускной стороне блока (сторона, где расположен стартер). |
12) поставьте стопорное пружинное кольцо поршневого пальца и убедитесь, что оно зафиксировалось в проточке. Разрез стопорного кольца должен быть обращен вниз;
Рис. 4.59. Установка поршневых колец: 1 — компрессионное кольцо (маркировкой вверх); 2 — компрессионное кольцо (фаской вниз); 3 — маслосъемное кольцо (маркировкой вверх) |
13) установите поршневые кольца ( рис. 4.59);
14) используя приспособление для сжатия поршневых колец, установите кольца так, чтобы их замки были разведены на угол около 120°;
15) очистите и просушите гнезда подшипников в шатунах и крышках;
16) установите в шатуны и крышки вкладыши подшипников;
17) установите на резьбу шатунных болтов защитные технологические колпачки;
ПРИМЕЧАНИЕ При повторном использовании старых вкладышей подшипников последние необходимо установить на их собственные места. |
18) смажьте моторным маслом стенки цилиндров, поршни и вкладыши подшипников;
19) установите поршни в цилиндры;
ПРИМЕЧАНИЕ Коленчатый вал нельзя проворачивать до тех пор, пока не будут затянуты болты крышки нижней головки установленного шатуна. |
20) при установке каждого поршня повернуть коленчатый вал таким образом, чтобы шатунная шейка, соответствующая вставляемому поршню, находилась в самом нижнем положении;
21) проверьте соответствие классов поршней. Вставляйте поочередно поршни в цилиндры, используя приспособление для сжатия поршневых колец;
22) снимите защитные колпачки и установите крышки шатунных подшипников;
23) проверьте соответствие маркировки шатунов и крышек шатунных подшипников;
24) затяните шатунные болты в два приема (использовать новые шатунные болты. Перед установкой смажьте болты маслом):
— затяните болты моментом 20 Н·м;
— доверните на 90°;
25) убедитесь в том, что шатуны легко перемещаются в поперечном направлении;
26) установите маслозаборник масляного насоса с трубкой;
27) установите прокладку на трубку маслозаборника;
28) подсоедините трубку. Затяните с моментом 17 Н·м;
29) установите новые уплотнения масляных каналов;
30) установите масляный картер. С помощью валика с короткой щетиной нанести на картер полимеризующуюся прокладочную мастику (РЛМ 1 161 059-9);
31) вставьте четыре болта и установить картер вровень с задней поверхностью блока. Допустимое отклонение ±0,025 мм. Для проверки используйте штангенциркуль и щуп;
32) затяните болты до момента 17 Н·м, начиная с передней части и продвигаясь назад;
33) установите новый масляный фильтр;
34) установите навесное оборудование, агрегаты и детали в порядке, обратном разборке;
35) установите маховик/ведущий диск используя зубчатый фиксатор 999 5112 и специальные болты 999 5593;
36) установите маховик, используя три специальных болта и затяните их до момента 45 Н·м;
37) установите остальные стандартные болты (новые) и затяните их до момента 45 Н·м;
38) замените три специальных болта на новые стандартные и затяните их до момента 45 Н·м;
39) все болты крепления маховика доверните на 65°;
40) установите двигатель на автомобиль.