Двигатели жидкостного охлаждения, рядные четырехцилиндровые, с одним (SOHC) или двумя (DOHC) распределительными валами, расположенными в головке блока цилиндров, установлены поперечно в передней части автомобиля. Коленчатый вал имеет пять коренных подшипников. В центральном коренном подшипнике расположены упорные полукольца, которыми регулируется осевой люфт коленчатого вала. Распределительный вал приводится зубчатым ремнем от зубчатого колеса коленчатого вала. Зубчатый ремень вращает также промежуточный вал привода распределителя зажигания, масляного насоса и на карбюраторных двигателях топливного насоса. Кулачки распределительного вала давят на клапаны через гидравлические толкатели, которые автоматически компенсируют тепловые зазоры клапанов. На двигателях DOHC от коленчатого вала посредством зубчатого ремня приводится распределительный вал выпускных клапанов, от которого в свою очередь посредством цепной передачи приводится распределительный вал впускных клапанов. Масляный насос шестеренчатого типа, установлен в поддоне двигателя.
Без снятия двигателя с автомобиля можно выполнить следующие работы:
— проверка компрессии в цилиндрах;
— снятие и установка крышки головки блока цилиндров;
— снятие и установка головки блока цилиндров;
— снятие и установка шкива и зубчатого колеса коленчатого вала;
— замена манжет коленчатого вала;
— снятие и установка ремня привода ГРМ;
— замена масляного фильтра;
— снятие и установка масляного насоса;
— снятие и установка масляного поддона;
— снятие и установка маховика;
Рис. 3.1. Опоры крепления силового агрегата: I — задняя правая; II — задняя левая; III — передняя; 1–7 – болты. |
— замена опор силового агрегата (двигатель, сцепление и коробка передач в сборе)( рис. 3.1).
Для снятия промежуточного и коленчатого валов необходимо предварительно демонтировать двигатель с автомобиля.