Предполагается, что перед началом данной операции коленчатый вал установлен в двигатель.
Как это описано для распределительного вала, проверьте рабочий зазор в шатунных подшипниках, сравните с приведенными в табл. 2.8, далее действуйте по следующей схеме:
— установите шатунные вкладыши, как это описано для коренных вкладышей коленчатого вала; если это новые вкладыши, смойте все остатки защитной смазки керосином, вытрите их насухо не ворсистой тканью;
— смажьте зеркала цилиндров двигателя, поршни и поршневые кольца чистым моторным маслом. Разместите каждую сборку «поршень—шатун» по порядку на рабочей поверхности. На двигателях, у которых болты нижней головки шатуна остаются в шатунах, наденьте на резьбы болтов короткие отрезки резинового шланга или обмотайте их изоляционной лентой, чтобы защитить зеркала цилиндров двигателя во время сборки;
— установите кольца так, чтобы замки были смещены на 120° относительно друг друга, затем сожмите их в оправке для установки поршней в блок цилиндров;
— соблюдая правильную ориентацию поршня в цилиндре, с помощью оправки аккуратно вставьте каждую сборку «поршень—шатун» в цилиндр. Сначала опускайте нижнюю головку шатуна, направляя ее так, чтобы не повредить болты нижней головки шатуна и зеркало цилиндра;
— цилиндр установите так, чтобы днище поршня расположилось заподлицо с верхом цилиндра;
— убедитесь, что вкладыш шатунного подшипника все еще правильно установлен. Обильно смажьте шатунную шейку коленчатого вала и оба вкладыша подшипника чистым моторным маслом. Стараясь не задеть зеркало цилиндра, протолкните поршень с шатуном вниз по цилиндру, направляя нижнюю головку шатуна на шатунную шейку. Установите крышку подшипника нижней головки шатуна, сначала затянув крепежные гайки и болты;
Рис. 2.23. Установка крышки подшипника нижней головки шатуна: 1 — установочный штифт; 2 — установочное отверстие |
— обязательно проследите за правильностью ориентации крышки подшипника относительно шатуна. У шатуна и у крышки подшипника имеются углубления, находящиеся рядом с поверхностью стыка, — эти углубления при правильной установке должны смотреть в ту же сторону, в которую направлена стрелка на днище поршня. На некоторых двигателях нижние головки шатунов снабжены установочными штифтами, смещенными относительно середины, которые располагаются в отверстиях в крышках подшипников руки ( рис. 2.23);
— затяните крепежные болты или гайки подшипников по пол-оборота за один проход, вплоть до достижения требуемого момента;
— после того как установлена вся поршневая группа, вручную проверните коленчатый вал и убедитесь, что он вращается свободно, без заклиниваний в определенных точках. Допустимо некоторое сопротивление, особенно если были установлены новые детали.