Рис. 2.20. Шатунно-поршневая группа в сборе: 1 — поршневые кольца; 2 — поршень; 3 — палец; 4 — стопорное кольцо пальца; 5 — шатун; 6 — шатунный вкладыш; 7 — блок цилиндров; 8 — крышка шатуна; 9 — установочный штифт вкладыша; 10 — форсунки охлаждения поршня; 11 — винт масляной форсунки; 12 — болты крышки нижней головки шатуна; 13 — метки для ориентации шатуна и крышки подшипника; А — маркировка шатунов и крышек; Б — положение приливов |
Независимо от того, снят или нет двигатель с автомобиля, предполагается, что сняты головка цилиндров, маховик, поддон и маслоотражатель, масляный насос и маслоприемник. Перед снятием поршневой группы осмотрите верхние части зеркала цилиндра. Если в месте, где поршень достигает ВМТ, имеется существенный гребень износа, задиры и пр., их необходимо удалить, иначе поршень или кольца могут быть повреждены при извлечении. Напишите номер каждого поршня на днище, чтобы их можно было отличить друг от друга впоследствии. Снятие/разбор шатунно-поршневой группы ( рис. 2.20) проводится в следующем порядке:
— с помощью щупов измерьте для каждого шатуна зазор между нижней головкой шатуна и щеками кривошипа, сравните с приведенными в табл. 2.8;
— если предусмотрено конструкцией, выверните крепежные винты 11 и форсунки 10 охлаждения поршней из отверстий, в которых они установлены. На двигателях 2Е и ABF вместе с форсункой прикреплен и предохранительный клапан давления — будьте осторожны, чтобы не повредить его при снятии;
— проверните коленчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра переместился в НМТ. Если крышки шатунных подшипников не имеют меток, нанесите их, чтобы впоследствии соблюсти полностью правильную ориентацию шатунов и их крышек;
— отверните болты /гайки крышек подшипников, делая по пол-оборота за раз, пока не появится возможность отвернуть их вручную. Извлеките нижние вкладыши подшипников и прикрепите к крышке липкой лентой для хранения. Хотя повторное использование вкладышей не рекомендуется, но, если они будут использованы снова, их следует установить на прежние места;
— если крепежные болты крышек шатунов не извлекаются, резьбы болтов следует обмотать изоляционной лентой, чтобы предотвратить царапание ими шатунных шеек при извлечении поршней из цилиндров;
— аккуратно извлеките поршни через верх цилиндров, надавливая с обратной стороны на головку поршня штифтом или ручкой молотка. Когда поршень и шатун выйдут наружу, снимите верхний вкладыш подшипника и прикрепите его изоляционной лентой к шатуну для хранения;
— проверните коленчатый вал на пол-оборота и таким же образом снимите поршни и шатуны второго и третьего;
— с помощью подходящей отвертки извлеките стопорные кольца поршневых пальцев из каждого поршня, затем, вытолкнув поршневой палец, разъедините поршень и шатун. Повторное использование стопорных колец не допускается. Если палец извлечь не удается, нагрейте поршень в горячей воде.