Рис. 2.20. Шатунно-поршневая группа в сборе: 1 — поршневые кольца; 2 — поршень; 3 — палец; 4 — стопорное кольцо пальца; 5 — шатун; 6 — шатунный вкладыш; 7 — блок цилиндров; 8 — крышка шатуна; 9 — установочный штифт вкладыша; 10 — форсунки охлаждения поршня; 11 — винт масляной форсунки; 12 — болты крышки нижней головки шатуна; 13 — метки для ориентации шатуна и крышки подшипника; А — маркировка шатунов и крышек; Б — положение приливов |
При сборке поршни с шатунами следует обеспечить их правильную ориентацию. Для этого на днище поршня имеется стрелка, которая после установки поршня должна быть направлена в сторону привода ГРМ. В свою очередь на шатуне и крышке подшипника имеются углубления 13 (см. рис. 2.20) рядом с их сопрягаемыми поверхностями — эти углубления, при правильной ориентации, должны смотреть в ту же сторону, в которую направлена стрелка на головке поршня (то есть к ремню привода распределительного вала).
Сборку проводите следующим образом:
— смажьте поршневой палец и втулку верхней головки шатуна чистым моторным маслом. Вставьте палец в поршень, соединив его с верхней головкой шатуна. Установите новые стопорные кольца с обоих концов поршневого пальца так, чтобы разомкнутые концы колец были повернуты на 180° по отношению к углублению в поршне, предназначенному для снятия колец;
— проверьте зазоры в замках колец. Для этого возьмите кольцо и вставьте его в верхнюю часть цилиндра. Поршнем протолкните кольцо в самую нижнюю точку хода поршня. Следите за тем, чтобы кольцо располагалось в цилиндре без перекоса, плотно прижимая для этого к нему днище поршня. Затем с помощью набора щупов измерьте зазор в замке поршневого кольца. Сравните полученный результат со значением, приведенным в табл. 2.8. Проведите измерение зазора во всех кольцах. Если зазор слишком мал, его можно увеличить, аккуратно сточив концы кольца на напильнике, зажатом в тисках;
— после завершения проверки всех зазоров в замках всех поршневых колец их можно устанавливать на поршни. Сначала устанавливаются нижние (маслосъемные) кольца, затем нижнее и верхнее компрессионное. Учтите, что компрессионные кольца имеют разные поперечные сечения и поэтому каждое из них должно быть установлено в предназначенную для него канавку и правильно ориентировано. На одной из сторон каждого компрессионного кольца имеется маркировка «TOP», определяющая сторону, которая должна располагаться сверху;
Рис. 2.22. Размеры, используемые для вычисления предварительного нагружения вкладыша подшипника нижней головки шатуна (только для двигателей ABU, ABD и АЕА) |
— на двигателях ABU, ABD, АЕА определите предварительное нагружение вкладышей подшипников нижних головок шатунов. Для этого без вкладышей временно установите крышки подшипников нижних головок шатунов на шатуны. Штангенциркулем измерьте диаметр «а» нижней головки шатуна ( рис. 2.22), затем измерьте наружный диаметр «b» вкладыша подшипника и вычислите предварительное нагружение, вычтя из полученного значения «a» значение «b». Сравните полученный результат с приведенным в табл. 2.8. Если оно меньше допустимого минимального значения, то вкладыш подшипника должен быть заменен.