Притирка клапанов
Притирку клапанов необходимо производить с помощью специального инструмента (в продаже имеется несколько типов такого инструмента). Также для этого вам потребуется крупнозернистая и мелкозернистая шлифовальная паста. Нанесите небольшое количество мелкозернистой пасты на фаску клапана и, прикрепив шлифовальный инструмент к тарелке клапана, вращательными движениями притирайте головку клапана к седлу ( рис. 2.14). Периодически поднимайте клапан и поворачивайте его, чтобы перераспределить шлифовальную пасту. Проведите притирку каждого клапана до тех пор, пока поверхность контакта на клапане и на седле не будет выглядеть как непрерывное матовое серое кольцо постоянной ширины. Если дефекты клапанов и седел настолько велики, что не устраняются в ходе притиркой мелкой пастой, используйте крупнозернистую шлифовальную пасту.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ В случае притирки крупнозернистой пастой необходимо проверить, будут ли соблюдены допустимые размерные характеристики (если стержни клапанов будут выступать слишком высоко из своих направляющих втулок, то они будут препятствовать правильной работе гидравлических толкателей). После притирки с помощью крупнозернистой пасты обязательно удалите ее остатки и выполните доводку поверхностей мелкозернистой. |
Установка клапанов и гидравлических толкателей
Установку проводите следующим образом:
Рис. 2.15. При установке нижней тарелки пружины ее выпуклая сторона должна быть обращена к головке цилиндров |
— если предусмотрено конструкцией (в зависимости от года изготовления могут быть установлены либо двойные клапанные пружины, либо одинарные без нижней тарелки), установите на место нижнюю упорную тарелку пружины, расположив ее, как показано на рис. 2.15;
— вставьте клапан в направляющую втулку в головке блока цилиндров, смазав его стержень чистым моторным маслом, и наденьте установочную втулку, поставляемую вместе с новыми маслосъемными колпачками, на конец стержня клапана;
— смажьте устанавливаемый маслосъемный колпачок чистым моторным маслом и, осторожно надев его на стержень клапана, протолкните по стержню до втулки клапана. Далее осторожно наденьте его на направляющую втулку — следите за тем, чтобы он встал без перекоса, — и запрессуйте его с помощью специального инструмента (3129) или подходящего по диаметру отрезка трубки или торцового ключа достаточной длины;
— установите клапанную пружину в головку блока цилиндров. Если конструкцией предусмотрена нижняя тарелка, проследите, чтобы пружина правильно совместилась с ней. Установите верхнюю тарелку на пружину, затем специальным приспособлением (см. разборку головки блока цилиндров) сжимайте пружину вплоть до того момента, когда верхняя тарелка окажется ниже канавок под сухари. Удерживая пружину сжатой, пинцетом установите сухари, затем плавно отпустите приспособление для сжатия пружин, следя за тем, чтобы сухари оставались на своих местах. Если сухари встали на свои места, верхняя тарелка плотно сжимает их и надежно удерживает в канавках на стержне клапана; повторите эту процедуру для каждого клапана, по завершении ударьте по концу каждого клапана через деревянный брусок молотком. Еще раз убедитесь, что сухари надежно сидят на своих местах;
— смажьте чистым моторным маслом поверхности гидравлических толкателей клапанов и в прежнем порядке (если толкатели не меняются) установите их на место в головку блока цилиндров. Утопите их вплоть до контакта с клапанами, затем смажьте их верхние части.
Установка распределительного вала
Смажьте шейки и кулачки распределительного вала, а также его опорные подшипники скольжения в головке блока цилиндров чистым моторным маслом и разместите распределительный вал на его постели.
ПРИМЕЧАНИЕ При установке распределительного вала производитель рекомендует применять новые гайки крышек. |
— на двигателе ABF наденьте на оба вала приводную цепь (учитывая ее прежнее положение) таким образом, чтобы установочные метки были совмещены, как показано на рис. 2.16. Опустите распределительные валы и цепь на головку цилиндров, следя за тем, чтобы метки остались совмещенными;
— установите распределительный вал так, чтобы кулачки первого цилиндра смотрели вверх (исключая двигатели ABO, AEA, ABU и ABF), затем еще раз смажьте чистым моторным маслом поверхности опорных шеек распределительного вала и установите на место фиксирующие крышки распределительного вала. Будьте внимательны — не перепутайте их!
— на двигателе ABF сначала фиксируется впускной вал крышками № 6 и 8. После того, как вы затянули их с требуемым усилием, зафиксируйте выпускной распределительный вал крышками № 2 и 4. Нанесите на торцовые части крышек № 1 и 5 маслостойкий герметик и установите попарно крышки № 1 и 3, 5 и 7. Крышки распределительных валов устанавливаются таким образом, чтобы срезанные углы находились со стороны впускного коллектора ( рис. 2.17).
— смажьте сопрягаемые поверхности крышек 1 и 5 герметиком;
— на двигателях ABU, AEA и ABD номер каждой крышки соответствует номеру цилиндра. Удлиненный выступ должен находиться на впускной стороне головки цилиндров ( рис. 2.18). Сначала устанавливаются и затягиваются моментом, указанным для первой протяжки, крышки № 2 и 4. Далее устанавливаются и затягиваются крышки № 1,3,5. Перед установкой смажьте тонким слоем герметика торцовые части крышек № 1 и 5;
Рис. 2.19. Расположение крышек подшипников распределительного вала на двигателях AАМ, ABS, 2E, ADZ, ADY (ось их отверстия смещена относительно середины) |
— на двигателях AАМ, ABS, 2E, ADZ, ADY сначала устанавливаются и затягиваются моментом, указанным для первой протяжки, крышки № 2 и 5, затем — все остальные. Торцовые поверхности крышек № 1 и 5 обрабатываются герметиком. Особое внимание обратите на правильное положение асимметричных крышек ( рис. 2.19).
Установка уплотнительной манжеты распределительного вала
Замена уплотнительной манжеты распределительного вала может быть произведена без снятия головки блока цилиндров и предполагает демонтаж приводного ремня(-ей) вспомогательных агрегатов, шкива привода вспомогательных агрегатов, крышки зубчатого ремня, зубчатого ремня распределительного вала и устройства его натяжения (если предусмотрено комплектацией), зубчатого шкива распределительного вала и его задней крышки. На двигателях ABU, АВD, АЕА также необходимо провести слив охлаждающей жидкости и снятие водяной помпы (описание процесса демонтажа перечисленных деталей, а также процедуру съема уплотнительной манжеты см. ранее).
Чтобы снять уплотнительную манжету распределительного вала без демонтажа распределительного вала:
— просверлите в установленной манжете два маленьких отверстия в диаметрально противоположных друг другу точках. Вверните в эти отверстия два самонарезающих винта, извлеките манжету, потянув плоскогубцами за головки винтов;
— очистите посадочное место манжеты распределительного вала. Удалите все остатки старой манжеты, заусеницы, задиры;
— наденьте манжету на хвостовик распределительного вала, смазав уплотняющую кромку новой манжеты или распределительный вал чистым моторным маслом, затем молотком и подходящей по диаметру торцовой головкой (или специальной оправкой) запрессуйте манжету без перекоса в гнездо. Имейте в виду, чтобы не повредить манжету при запрессовке, используйте головку, которая будет опираться только на твердую наружную часть уплотнительной манжеты, а не на внутреннюю мягкую кромку;
— установите на место зубчатые шкивы, крышку ремня привода распределительного вала, ремень ГРМ, переднюю крышку ремня привода распределительного вала, ремень привода вспомогательных агрегатов;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не трогайте распределительный вал или головку блока цилиндров. |
— установите на место выходной патрубок охлаждающей жидкости, заменив уплотнительное кольцо;
— установите датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик давления масла; зубчатый шкив ремня привода распределительного вала на распределительный вал;
— если предусмотрено конструкцией, сначала установите в паз на распределительный вал шпонку плоской поверхностью вверх, далее установите зубчатый шкив на распределительный вал так, чтобы шпонка вошла в паз шкива. Если шпонка не предусмотрена конструкцией, совместите выступ на шкиве с выемкой на хвостовике распределительного вала.