Привод газораспределительного механизма на дизельных двигателях, так же как и на бензиновых, осуществляется с помощью зубчатого ремня. В некоторых модификациях двигателей ремень также используется для привода помпы и промежуточного вала. Замена данного ремня является необходимой процедурой технического обслуживания (см. раздел «Техническое обслуживание»), так как в случае «перескакивания» на один или несколько зубцов или обрыве ремня происходит нарушение фаз газораспределения, поршни сталкиваются с клапанами, что приведет серьезному дорогостоящему повреждению двигателя. Следите за тем, чтобы ремень всегда имел правильное натяжение, отсутствовали признаки ухудшения его состояния (см. «Руководство по эксплуатации»), были исправны связанные с ремнем зубчатые шкивы/их подшипники (их неисправности также могут вызвать обрыв и ускоренный износ ремня газораспределительного механизма).
Снятие ремня газораспределительного механизма осуществляйте следующим образом:
— снимите корпус воздушного фильтра;
— снимите верхнюю часть крышки ремня газораспределительного механизма;
— в зависимости от комплектации снимите ремни привода вспомогательных агрегатов;
— снимите шкив водяной помпы;
— установите поршень первого цилиндра в ВМТ;
— снимите шкив для ребристого приводного ремня вспомогательных агрегатов (если предусмотрено конструкцией, также снимите шкив клиновидного ремня) с зубчатого шкива коленчатого вала;
— снимите нижнюю крышку ремня ГРМ;
— если конструкцией предусмотрен двойной зубчатый шкив топливного насоса высокого давления, убедитесь, что блокирующий палец надежно вставлен в шкив, как это описано в процедуре установки поршня первого цилиндра в ВМТ, затем отпустите на пол-оборота болты крепления переднего зубчатого шкива;
— ослабьте натяжение ремня ГРМ, отпустив монтажную гайку механизма натяжения ремня;
— на двигателе 1Z выверните болт, а затем снимите направляющий ролик с задней крышки ремня;
— найдите на ремне маркировку изготовителя, указывающую направление вращения. Если такая маркировка отсутствует, сделайте ее сами, так как установка ремня в другом положении вызовет ускоренный его износ;
— осторожно снимите ремень с его шкивов;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 1. При проведении данной операции ни в коем случае не отворачивайте центральный болт шкива — может сбиться регулировка моментов подачи топлива насосом высокого давления. 2. В целях безопасности отсоедините провод от клапана топлива, исключив возможность пуска двигателя. |
— как это описано для ремня ГРМ бензиновых двигателей, проведите его осмотр.
Установку ремня газораспределительного механизма осуществляйте следующим образом:
— еще раз убедитесь, что поршень первого цилиндра находится в ВМТ;
— отпустите на пол-оборота болт зубчатого шкива распределительного вала и вставьте бородок с цилиндрическим концом в отверстие, имеющееся в задней крышке ремня привода распределительного вала, легкими ударами сдвиньте зубчатый шкив по конусу вала, как показано на рис. 3.10;
— соблюдая указанное меткой производителя (или сделанной вами) направление вращения ремня, пропустите ремень под зубчатым шкивом коленчатого вала;
— введите в зацепление зубцы ремня ГРМ и шкива коленчатого вала, уложите ремень требуемым образом на шкивы распределительного вала и насоса высокого давления. Обеспечьте правильное расположение зубцов ремня на зубчатых шкивах;
ПРИМЕЧАНИЕ Для этой операции может потребоваться небольшая регулировка положения зубчатого шкива распределительного вала (и зубчатого шкива насоса высокого давления, если она предусмотрена). |
— уложите ремень плоской стороной на шкив промежуточного вала и на направляющий ролик;
— на двигателе 1Z установите направляющий ролик на заднюю крышку ремня и зафиксируйте ее;
— на двигателях, где зубчатый шкив насоса высокого давления цельный, извлеките блокирующий палец из шкива, следя, чтобы передний сбег ремня ГРМ оставался натянут, т.е. чтобы вся слабина ремня находилась в той его части, которая проходит по ролику натяжителя;
— натяните ремень, поворачивая эксцентрично установленный механизм натяжения по часовой стрелке; с этой целью на боковой поверхности ступицы механизма натяжения имеются два отверстия;
— на двигателях, оборудованных полуавтоматическим натяжным устройством, поверните натяжной ролик по часовой стрелке так, чтобы совместить установочные указатели на шкиве и ступице ( рис. 3.11);
— проверьте натяжение ремня, взявшись за него пальцами в точке, находящейся посередине между зубчатыми шкивами промежуточного и распределительного валов, и скручивая его; натяжение достаточно, если ремень можно скрутить не более чем на четверть оборота;
— если ремень правильно натянут, затяните контргайку натяжителя требуемым моментом;
— если автоматическое устройство натяжения не предусмотрено конструкцией, следует точно измерить и, если потребуется, отрегулировать натяжение ремня с помощью специального оборудования;
— еще раз убедитесь, что поршень первого цилиндра находится в ВМТ;
— затяните болт зубчатого шкива распределительного вала требуемым моментом;
— если зубчатый шкив насоса высокого давления состоит из двух частей, затяните болты переднего зубчатого шкива и извлеките из шкива блокирующий палец;
— снимите блокирующую скобу распределительного вала;
— проверните коленчатый вал несколько раз, а затем снова установите поршень первого цилиндра в ВМТ и убедитесь, что блокирующий палец может быть вставлен в зубчатый шкив насоса высокого давления;
— дальнейшую сборку проводите в порядке, обратном снятию: установите составные части крышки ремня привода распределительного вала, шкив водяного насоса, шкив привода вспомогательных агрегатов, ремень вспомогательных агрегатов, проводку клапана отсечки топлива;
— по необходимости проверьте регулировку моментов впрыска.