Зубчатый ремень газораспределительного механизма приводит в движение распределительный вал(ы). В некоторых модификациях двигателей он также используется и для привода помпы и промежуточного вала. Замена данного ремня является необходимой процедурой технического обслуживания (см. регламент технического обслуживания в руководстве по эксплуатации), так как в случае «перескакивания» на один или несколько зубцов или обрыве ремня происходит нарушение фаз газораспределения, поршни сталкиваются с клапанами, что приведет к их серьезному повреждению.
Поэтому в процессе эксплуатации автомобиля важно следить за тем, чтобы ремень всегда имел правильное натяжение, отсутствовали признаки ухудшения его состояния (см. руководство по эксплуатации), были исправны связанные с ремнем зубчатые шкивы/их подшипники (их неисправности также могут вызвать обрыв/ускоренный износ ремня газораспределительного механизма).
Снятие ремня газораспределительного механизма
Снятие ремня газораспределительного механизма проводите следующим образом:
— имейте в виду, если вы собираетесь использовать снимаемый ремень снова, необходимо установить его точно таким же образом, как он был установлен до этого: в противном случае износ ремня резко ускорится, и вполне вероятно, он очень быстро выйдет из строя. Изготовитель рекомендует, если ремень отслужил более чем 50 000 км, заменить его независимо от состояния; помните, обрыв ремня ГРМ ведет к серьезным неисправностям двигателя;
— перед началом работы надежно зафиксируйте автомобиль на месте ручным тормозом, установите упоры под колеса, отключите систему зажигания, сняв центральный высоковольтный провод с распределителя зажигания, закоротите его на двигатель, снимите реле топливного насоса (см. раздел, посвященный электрооборудованию), отсоедините разъем электропроводки от тягового реле стартера (см. раздел, посвященный связанным с двигателем системам);
— снимите воздуховод между корпусом воздухоочистителя и корпусом дросселя и шланг вентиляции картера (последнее — кроме ABU, AEA и АЕА), затем снимите верхний кожух ремня ГРМ с двигателя, открыв рычагом пружинные фиксаторы и вывернкв крепежные винты;
— если установлен клиновой ремень привода вспомогательных агрегатов, снимите его, затем снимите поликлиновый ремень привода вспомогательных агрегатов.
— установите поршень первого цилиндра в ВМТ, принимая во внимание, что на некоторых двигателях сначала необходимо снять шкив поликлинового вспомогательного приводного ремня (вместе со шкивом клинового ремня, если предусмотрены конструкцией) и нижнюю крышку ремня привода распределительного вала, чтобы получить доступ к установочным меткам двигателя на зубчатом шкиве коленчатого вала;
— извлеките крепежные винты, а затем снимите шкив для поликлинового приводного ремня вспомогательных агрегатов (вместе со шкивом клинового ремня, если установлен) с зубчатого шкива коленчатого вала.
По возможности во время ослабления вышеперечисленных резьбовых соединений включите в коробке передач наивысшую передачу (ручная коробка) или установите селектор в позицию «PARK» (автоматическая коробка) и попросите кого-либо удерживать педаль тормоза. В конце данной операции еще раз убедитесь, что поршень первого цилиндра находится в ВМТ;
— снимите шкив помпы, чтобы получить возможность снять нижнюю крышку ремня привода распределительного вала (кроме двигателей ABU, ABD, АЕА); демонтируйте нижнюю крышку ремня ГРМ;
Рис. 2.39. Ослабление (натяжение) ремня привода распределительного вала перед снятием (при установке) (двигатели ABD и ABU) |
ПРИМЕЧАНИЕ Для снятия ремня необходимо его ослабить. На всех двигателях, кроме двигателей ABD и ABU, ослабьте натяжение ремня ГРМ, отпустив центральную гайку натяжного ролика, чтобы он повернулся в сторону от ремня ( рис. 2.38 ). На двигателях ABD и ABU отпустите монтажные болты помпы, затем уменьшите натяжение ремня, поворачивая помпу по направлению к двигателю с помощью рычага ( рис. 2.39 ). |
— снимите ремень с зубчатых шкивов, следя за тем, чтобы не допустить его чрезмерного скручивания или перегибания. Будьте осторожны: не сбейте установку фаз газораспределения в процессе снятия ремня;
— внимательно изучите ремень на наличие следов загрязнения охлаждающей жидкостью или смазкой. При обнаружении таких следов найдите источник загрязнения перед тем, как продолжить работу;
— осмотрите ремень, стараясь обнаружить признаки повреждения или ухудшения состояния. Убедитесь в отсутствии признаков неравномерного износа, отслоений, замасливания; особое внимание обратите на ведущие стороны зубьев.
Установка ремня газораспределительного механизма
Перед установкой ремня газораспределительного механизма еще раз убедитесь, как описано выше, в точном позиционировании всех предусмотренных меток, по необходимости откорректируйте положение валов. Далее действуйте в зависимости от модели двигателя.
а) На двигателях ABD и ABU:
— подведите ремень привода распределительного вала под зубчатый шкив коленчатого вала, учитывая направление вращения, указываемое маркировкой на ремне;
— установите нижнюю секцию крышки ремня;
— установите шкив для поликлинового приводного ремня вспомогательных агрегатов к зубчатому шкиву коленчатого вала, учитывая, что смещение монтажных отверстий допускает сборку только в одном положении, а затем вставьте и затяните болты требуемым моментом;
— введите в зацепление зубцы ремня привода распределительного вала и зубчатого шкива коленчатого вала, а затем уложите его на шкивы водяного насоса и распределительного вала таким образом, чтобы сбег приводного ремня был туго натянут, т. е. чтобы вся слабина ремня находилась в той его части, которая проходит по шкиву водяного насоса;
— вставьте прочную отвертку между выступами на корпусе водяного насоса и, используя ее как рычаг, поверните водяной насос так, чтобы устранить провисание ремня (см. рис. 2.39);
— проверьте натяжение ремня, взявшись за него пальцами в точке, находящейся посередине между зубчатыми шкивами водяного насоса и распределительного вала, и скручивая его; натяжение можно считать достаточным, если ремень скручивается не более чем на четверть оборота;
— поверните коленчатый вал на два полных оборота и повторно установите поршень первого цилиндра в ВМТ и снова проверьте натяжение ремня и отрегулируйте, если потребуется;
— затяните монтажные болты водяного насоса требуемым моментом.
б) На двигателе АЕА:
— введите зубчатый ремень в зацепление со шкивом коленчатого вала, а затем уложите ремень, требуемым образом на шкивы водяного насоса и распределительного вала;
— уложите ремень плоской стороной на ролик механизма натяжения таким образом, чтобы передний сбег ремня был туго натянут;
— с помощью ключа Аллена натягивайте ремень, пока скользящий указатель не совместится с вырезом в опорной плите механизма натяжения ( рис. 2.40, 2.41);
— затяните зажимной болт механизма натяжения требуемым моментом;
— проверните коленчатый вал на два полных оборота и повторно установите поршень первого цилиндра в ВМТ. Убедившись в полном совпадении меток, проверьте натяжение ремня и отрегулируйте, если потребуется;
— установите нижнюю и верхнюю секции передней крышки ремня привода распределительного вала и надежно затяните крепежные винты.
в) На двигателях ABF и АЕК:
— подведите ремень привода распределительного вала под зубчатый шкив коленчатого вала;
— установите нижнюю секцию крышки ремня привода распределительного вала;
— прикрепите шкив для ребристого приводного ремня вспомогательных агрегатов к зубчатому шкиву коленчатого вала, учитывая, что смешение монтажных отверстий допускает сборку только в одном положении, а затем вставьте и затяните болты требуемым моментом;
— на двигателе АЕК исключите движение промежуточного вала после снятия приводного ремня. Убедитесь, что метка клеммы первого цилиндра на корпусе распределителя остается совмещенной с центром бегунка;
— введите в зацепление зубчатый ремень со шкивом коленчатого вала, а затем уложите ремень требуемым образом на шкивы промежуточного и распределительного валов;
— уложите ремень плоской стороной на ролик механизма натяжения, обеспечив натяжение переднего сбега приводного ремня;
— натяните ремень, поворачивая клещами для снятия стопорных колец эксцентрично установленный механизм натяжения по часовой стрелке;
— в соответствии с требованием изготовителя на двигателе ABF с помощью инструмента VW210 следует отрегулировать натяжение ремня. Настоятельно рекомендуется обратиться на станцию технического обслуживания, располагающую необходимым оборудованием;
— на двигателе АЕК проверьте натяжение ремня, взявшись за него пальцами в точке, находящейся посередине между зубчатыми шкивами промежуточного и распределительного валов, и скручивая его; натяжение достаточно, если ремень можно скрутить не более чем на 1/4 полного оборота;
— затяните контргайку натяжителя требуемым моментом;
— проверните коленчатый вал на два полных оборота и повторно установите поршень первого цилиндра в ВМТ и снова проверьте натяжение ремня и их соответствие;
— установите верхнюю секцию передней крышки ремня привода распределительного вала и надежно затяните крепежные винты.
г) На двигателях ААМ, ABS, 2Е, ADZ, ADY:
— с учетом маркировки направления вращения подведите ремень привода распределительного вала под зубчатый шкив коленчатого вала;
— временно прикрепите шкив поликлинового приводного ремня вспомогательных агрегатов к зубчатому шкиву коленчатого вала;
— убедитесь, что установочные метки на шкиве коленчатого вала и на зубчатом шкиве промежуточного вала остались совмещенными;
— введите в зацепление зубчатый ремень со шкивом коленчатого вала, а затем уложите ремень требуемым образом на шкивы промежуточного и распределительного валов;
— уложите ремень плоской стороной на ролик механизма натяжения таким образом, чтобы передний сбег приводного ремня был туго натянут;
— натяните ремень, поворачивая эксцентрично установленный механизм натяжения по часовой стрелке;
— проверьте натяжение ремня, скручивая его между зубчатыми шкивами промежуточного и распределительного валов — ремень должен скручиваться на 1/4 оборота;
— затяните контргайку натяжителя с требуемым усилием;
— провернув коленчатый вал на несколько полных оборотов, установите поршень первого цилиндра в ВМТ, проверьте совмещение меток и натяжение ремня;
— снимите временно установленный шкив поликлинового ремня и установите нижнюю секцию крышки ремня привода распределительного вала, затем снова установите шкив.
В завершение установите на место крышки ремня, шкив помпы, ремень вспомогательных агрегатов; приведите в рабочее состояние систему зажигания, подсоединив высоковольтный провод к крышке распределителя зажигания, топливную систему, установив на место реле топливного насоса, стартер. При необходимости проверьте установку угла опережения зажигания и выполните его регулировку.