Разборку выполняйте следующим образом:
— снимите впускной, затем выпускной коллекторы; если предусмотрено комплектацией, отсоедините от коллектора трубку контроля содержания двуокиси углерода;
— снимите топливные форсунки и свечи накаливания;
— снимите выходной патрубок охлаждающей жидкости вместе с его прокладкой/уплотнительным кольцом; выверните из головки цилиндров датчик охлаждающей жидкости и датчик давления масла;
— зафиксируйте зубчатый шкив распределительного вала, затем выверните болт и снимите шайбу (если предусмотрена комплектацией). Снимите зубчатый шкив с хвостовика распределительного вала. В случае, если шкив фиксируется шпонкой, осторожно извлеките ее из канавки на хвостовике распределительного вала;
— осмотрите крышки подшипников скольжения, фиксирующих распределительный вал(ы), и убедитесь, что на них четко видны маркировки изготовителя; если они видны неудовлетворительно, нанесите их;
— на двигателях ABU, АЕА, ABD во избежание повреждения распределительного вала отворачивайте крышки подшипников скольжения в последовательности 5, 1, 3, затем 2 и 4 (от шкива распределительного вала). Гайки отпускаются на пол-оборота за один проход по диагонали, вплоть до свободного вращения;
Рис. 2.4. Головка цилиндров восьмиклапанного двигателя (ADZ, ADY, AAM, ABS, 2E и др.): 1 — болт крепления зубчатого шкива распределительного вала; 2 — шайба; 3 — зубчатый шкив распределительного вала; 4 — гайка крепления крышки подшипника распределительного вала; 5 — крышка подшипника распределительного вала; 6 — цепь привода распределительного вала; 7 — распределительные валы; 8 — гидравлический толкатель; 9 — сухарь крепления клапанной пружины; 10 — верхняя тарелка клапанной пружины; 11 — наружная клапанная пружина; 12 — внутренняя клапанная пружина; 13 — маслосъемный колпачок; 14 — нижняя тарелка клапанной пружины; 15 — направляющая втулка клапана; 16 — головка блока цилиндров; 17 — клапаны; 18 — манжета распределительного вала |
— на двигателях ADZ, ADY, AAM, ABS и 2Е сначала отпускаются крышки 1 и 3 (см. рис. 2.4), затем — 2 и 5. Точно таким же образом отпускайте их на пол-оборота за один проход по диагонали, вплоть до свободного вращения гаек, с той особенностью, что у четвертого цилиндра крышка подшипника отсутствует;
Рис. 2.3. Головка блока цилиндров шестнадцатиклапанного двигателя (ABF): 1 — болт зубчатого шкива распределительного вала; 2 — гайка крышки подшипника распределительного вала; 3 — крышка подшипника распределительного вала; 4 — приводная цепь; 5 — распределительный вал; 6 — гидравлический толкатель; 7 — сухарь; 8 — верхняя тарелка клапанной пружины; 9 — клапанная пружина; 10 — маслосъемный колпачок; 11 — нижняя тарелка клапанной пружины; 12 — направляющая втулка клапана; 13 — уплотнительная манжета распределительного вала; 14 — корпус головки цилиндров; 15 — клапан |
— на двигателе ABF сначала снимается впускной распределительный вал. Демонтируйте сначала крышки подшипников 5, 7 (см. рис. 2.3) и крышку рядом со звездочкой приводной цепи двигателя, а уже затем — крышек подшипников 6 и 8. Крышки выпускного распределительного вала снимаются в последовательности 1, 3 и крышки, рядом со звездочкой приводной цепи, и уже затем 4.
— снимите уплотнительную манжету с конца распределительного вала(-ов), повторное ее использование не рекомендуется; затем снимите распределительный вал с головки блока цилиндров, поместите его в чистое и сухое место; на двигателе ABF оба распределительных вала снимаются одновременно вместе с приводной цепью; отметьте направление вращения цепи, чтобы обеспечить ее размещение в прежнем положении при последующей сборке;
— аккуратно вытащите гидравлические толкатели клапанов из отверстий в головке; разместите их так, чтобы при установке каждый из толкателей был установлен на то же самое место — иной порядок их установки ведет к их преждевременному износу;
— с помощью специального приспособления сожмите каждую клапанную пружину и, переместив на достаточное расстояние вниз по стержню клапана упорную тарелку пружины, извлеките сухари ( рис. 2.9). Приспособление, необходимое для демонтажа и монтажа клапанов, имеет номер 2036. Если в вашем распоряжении нет необходимого приспособления, можно использовать отрезок трубы подходящего диаметра. Наденьте его на верхнюю тарелку пружины, затем молотком нанесите резкий и сильный удар по трубе, чтобы сухари клапана могли выскочить. Будьте осторожны, не повредите головку блока цилиндров. Настоятельно рекомендуется прибегать к последнему методу только в крайних случаях;
— извлеките из головки тарелки и пружины, затем, желательно также с помощью специального инструмента, извлеките маслосъемные колпачки (также можно снять маслосъемные колпачки плоскогубцами). Далее с помощью приспособления 3047 достаньте из отверстий нижние тарелки пружин;
— извлеките клапаны из головки блока цилиндров. Если замены клапанов не предполагается, пронумеруйте их. Если клапан не выходит из направляющей втулки, осторожно прошлифуйте конец его стержня мелкой шлифовальной бумагой.